Особенности грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития

Курсовая работа на тему "Особенности грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития". Целью работы выступает теоретическое обоснование и экспериментальная проверка особенностей в развитии грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Author image
Radik
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.08.2022
Объем файла
133 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Исследование школьников с задержкой психического развития – актуальная проблема современности, так как согласно российским статистическим данным, в последнее время возрастает количество детей с ОВЗ, в педагогической практике все чаще встречаются дети с таким нарушением как задержка психического развития.
Следует отметить, что задержка психического развития – это состояние неполного развития психики, которое характеризуется: недостаточностью в развитии мелкой моторики, памяти, внимания, регуляции, устойчивости эмоций, мышления, речи. Рассматриваемая нами проблема является актуальной, поскольку все эти недоразвития оказывают отрицательное влияние на развитие, воспитание, обучение и социализацию ребенка.
По данным ведущих исследователей (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Р. Д. Тригер, Е. Д. Бурина и др.) существуют некоторые проблемы в грамматическом строе речи у детей с задержкой психического развития, среди них: речевые ошибки, ограниченный набор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5

1.1. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе 5

1.2 Специфика формирования грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 9

1.3 Методики обследования грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 12

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 16

2.1 Методика обследования грамматического строя речи у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 16

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей грамматического строя речи у обучающихся 3 классов с задержкой психического развития 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Приложение А. Методика исследования грамматического строя речи Т. А. Фотековой 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАзова, О. И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников / О. И. Азова. – М.: Сфера, 2008. – 52 с.
Архипова, Е. Ф. Основы методики развития речи учащихся / Е. Ф. Архипова. – М.:Юрайт, 2019. - 202 с.
Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников. Практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. В. Фотекова. – М.:Юрайт, 2019 – 157 с.
Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н. В. Багичева // Филологический класс. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-i-grammaticheskih-ponyatiy-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 28.03.2022).
Базарбаева, Г. Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития / Г. Б. Базарбаева, А. К. Егенисова // Современные наукоемкие технологии, – 2013. – с. 136-137
Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы): Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е. Д. Бурина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 192 с. 
Габидуллина, Д. Ф. Развитие мышления у детей с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью / Д. Ф. Габидуллина // Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы. – 2019 – с. 52-57
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
Джемилова, Ф. Р. Особенности психологического и социального развития детей с задержкой психического развития / Ф. Р. Джемилова // Форум молодых ученых. – 2019, №6. – с.419-424
Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Зорина. – СПб., 1998.
Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.:Владос, 2008. – 280 с.
Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой пси

нарушении чередования в основе глагола.
Р. Д. Тригер отмечает, что школьники с ЗПР имеют нарушения грамматического оформления предложений, нарушения поверхностной структуры проявляются также и на уровне словосочетаний. Дети делают значительно большее количество ошибок по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития, используют ограниченный набор синтаксических конструкций, достаточно часто нарушают порядок слов в предложении 
Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова отмечают, что в словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета .
Таким образом, грамматический строй речи у детей младшего школьного возрас