Формирование фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией

Скачать дипломную работу на тему: Формирование фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией. В которой определен подбор методик исследования фонематических процессов у младших школьников с дисграфией. Изучено понятие фонематического восприятия, формирование в норме и нарушения данного процесса у младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2025
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Нарушение фонематических процессов часто является первичным дефектом в сложной структуре речевых нарушений, влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи ребёнка. Современная логопедия и педагогика рассматривает вопросы симптоматики, механизмов нарушений письменной речи, структуру этого речевого расстройства достаточно широко. Такие исследователи, как И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б.Яковлев занимались изучением вопросов взаимосвязи развития и формирования фонематического восприятия и дисграфии.По мнению В.И. Бельтюкова, несформированность фонематического восприятия отрицательно влияет на становление звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………..…….....….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия в психолого-педагогической науке……………………………7
1.1. Проблема исследования фонематического восприятия в логопедии …………………………………………………………………………………….7
1.2. Особенности развития фонематического восприятия в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………...9
1.3. Подходы к исследованию фонематического восприятия у детей с дисграфией………………………………………………………………………12
Выводы по главе 1………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. Организация и результаты исследования фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с дисграфией……………………………………………………………………..18
2.1. Цели, задачи, и методики исследования………………………….18
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………24
2.3. Программа коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией ………………………….28
Выводы по главе 2 ………………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М, 1999.
Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2 развитие и воспитание личности [Текст] / Б.Г. Ананьев. – С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007.
Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 318 с.
Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно- методич. пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2014. – 208 с.
Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. – М.: Сфера, 2015. – 48 с.
Баньков, О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов [Текст] // Актуальные проблемы логопедической практики. - СПб., 2004.
Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей [Текст] / Л.Р. Болотина. – М.: Айрис-пресс, 2013.
Буковкина, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития [Текст] / Н.И. Буковкина // Практическая психология и логопедия. - 2004, № 2. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка [Текст] / А.Валлон. - СПб: Питер, 2001.
Вопиловский, С.А. Вопросы изучения детской речи [Текст] / С.А. Вопиловский. - М., 2001.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.- М., 1961.
Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова.- М: Творческий центр Сфера, 2010.
Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте [Текст] / Т.Г. Егоров. - М., 1950.   
Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи [Текст] / под ред. Защиринской. – СПб.: Речь, 2005.
Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192 с.

Развитый фонематический слух — это важное условие хорошего усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обуче­ние грамоте способствует уточнению представлений о звуко­вом составе языка, помогает усвоению навыков фонемати­ческого анализа слов, мысленному разделению на основные фонемы различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов [10].Нарушение фонематического слуха у детей чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и вос­произведении простых ритмов, воспроизведение сложных рит­мов им, как правило, недоступно.Недостаточность фонематического восприятия обнаружива­ется при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов слож­ной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нару­шен в малой степени. Ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются ревер­сы слов. Затрудня­ется сравнение слов по звуковому составу — определение коли­чества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука [10].Типичные ошибки детей — пропуск гласных зву­ков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон — н-о-с.