Педагогические условия по формированию основ экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе
ВВЕДЕНИЕ.
В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения. Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и к
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………....................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
1.1. Сущность и определение понятий «экология», «внеклассная работа», «экологическая культура», «культура»……………………………………………8
1.2. Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников……………………......................................................................16
1.3. Особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе…………………………………………………………...24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
2.1 Изучение опыта педагогов-практиков по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.........................................24
2.2. Опытно-педагогическая деятельность по формированию экологической культуры у младших школьников во внеклассной работе.……………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….....40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). - 3 с, - 56с.
2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] Просвещение 2009 - 4с, - 5с
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]/ Ш.А. Амонашвили - М.: Просвещение, 2011. -179с.
4. Ананьев, Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст]/Б.Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 2010. – 15с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 27с.
6. Баранова Э. А. Диагностика позновательного интереса у младших школьников [Текст] СПБ: Речь, 2005, - 8с, - 71-72с, - 72-74с, - 87с, - 128с.
7. Белогуров А. Ю. Супрунова Л. Л. Поликультурный аспект национально - регионального компонента содержания общего образования. Творческая работа [Электронный ресурс] режим доступа: http://abelogurov.narod.ru/works/text2.html
8. Волчкова Е. А. Авторская рабочая программа [Текст]2020г.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996.-19 с., -20с.
10. Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст]/ В.В. Давыдов.- М.: АСТ, 2010. – 34с.
11. Евсикова, Н.И. Опыт изучения некоторых аспектов эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах [Текст]: Серия 14 / Н.И. Евсикова.- М.: Психология, 2013. – 68с.
12. Кислицын С. А., Кислицына И. Г. История донского края. Ростов – на – Дону [Текст]: Донской издательский дом, 2004г. – 4с, 5с, 153с.
13. Кулешова Л. Г. Диссертация «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности» [Текст].
14. Лернер. И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с. С- 190.
15. Левитова Н. Д. Способности и интер
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель во время беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
В справочнике Е.В. Пятикрестовской говорится, что на ступени теоретического знакомства ученика с воздействиями общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учётом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность должна формировать ценностные ориентации, развивает интересы и потребности школьников. Увеличивается желание в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.) [20, с. 7].
В програ