Изобразительная деятельность как средство психокоррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной образовательной системе такое направление, как обучение, развитие и воспитание детей с различными нарушениями является важным. Формулированию и внедрению специализированных принципов и подходов к решению данной проблемы, методов и приёмов уделяется большое значение.
Инновационные технологии системы образования требует осуществления и систематического использования специалистами комплекса мер, направленных на своевременное и эффективное обеспечение всем обучающимся образовательной среды необходимой для полной реализации возможностей его развития, формирования личностных качеств, получения необходимого уровня образования.
В связи с этим методы коррекции, как области изучения детей с ограниченными возможностями здоровья, присущими умственной отсталости, изучают зарубежные ученые, практики психологии и педагогики.
Многими учёными в своих исследованиях выделяли, что психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психокорекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами изобразительной деятельности…………………………… 6
1.1 История изучения эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью……………………………………………………………… 6
1.2 Современные подходы психокоррекции детей с умственной отсталостью……………………………………………………………… 11
1.3 Коррекция эмоциональной сферы посредством изобразительной деятельности умственно отсталых детей……………………………… 15
Выводы по главе 1……… 20
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………. 22
2.1. Констатирующий этап. Обследование уровня сформированности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью………………………………………………………………. 22
2.2. Формирующий этап. Разработка системы психокорекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами изобразительной деятельности…………………………………………. 29
2.3. Контрольный этап. Анализ результатов исследования по организации психокорекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей средствами изобразительной деятельности………… 40
Выводы по главе 2……… 46
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение……… 55
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Академический проект, 2000. – 294 с. ISBN 978-5-9500853-6-9 Текст : непосредственный.
2. Арт-терапия в психиатрической практике. материалы науч. практ. конф. (Москва, нояб. 2012 г.) / Департамент здравоохранения г. Москвы, психиатр. клинич. больница № 1 им. Н.А. Алексеева, Регион. обществ. орг. «Клуб психиатров» ; под ред. А.Л. Шмиловича, Е.А. Загряжской. - М.: 4ТЕ Арт, 2012. - 280 с.
3. Ахутина, Т.В., Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. Т.В. Ахутина, Игнатьева С.Ю., Аметова Л.А. - М., 2003.
4. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 260 с.
5. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: И. А. Грошенков Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр Академия, 2002., 208 с.
6. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т.Н. Головина. - М.: Педагогика, 1974. - 119с.
7. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – М. : Академия, 2006. – 272 с.
8. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов вузов / С. Д. Забрамная. − М. : ВЛАДОС, 1995. − 112 с.
9. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2008. – 464 с.
10. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
11. Ильюченко, Р.Ю. Эмоции и память: Учебник / Р.Ю. Ильюченко - М: Велби, 2007. - 480 с.
12. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость детей и подростков [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2007. – 390 с.
13. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М. : Когито-центр, 2007. – 117 с.
14. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А. И. Копытин. − СПб.: Питер, 2002. − 368 с.
15. Копытина, А.И. Арт-терапия -- новые горизонты /Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
16. Маниадзе, Н.А., Прозументик О.В. Использование методов музыкоте
Напротив, при частых занятиях изобразительной деятельностью у детей начинают появляться конкретные образы, формы. Основной проблематикой в данном случае является отсутствие волевых качеств у детей с умственной отсталостью. Индивидуальный подход к приобщению ребёнка к изобразительной деятельности имеет важное значение для дальнейшего развития. В случае, когда ребёнку не нравится заниматься изобразительной деятельностью, процесс её внедрения в жизнь ребёнка должен проходить таким образом, чтобы не вызвать негативных эмоций и чувств.
Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой [33, стр. 134].
В целом же процесс прио