Формирование вычислительных умений у учащихся начальной школы

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Формирование вычислительных умений у учащихся начальной школы". В которой рассмотрена система работы учителя по формированию вычислительных умений. Проведен анализ учебников по курсу «Математика» для начальной школы.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.09.2025
Объем файла
2864 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время формирование у учащихся начальной школы вычислительных умений признается одной из главных задач обучения математике. Объясняется это в первую очередь тем, что вычислительные умения необходимы человеку как в практической жизни, так и в обучении. Основу вычислительных умений составляют прочное и осознанное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее – ФГОС) учитель общеобразовательной школы обязан не просто передать знания, умения и навыки, но и влиять на развитие способностей ученика самостоятельно ставить ученые цели. Приоритетной задачей школьного обучения является проектирование путей реализации поставленных целей, контроль и оценка своих достижений, другими словами – формирование умения учиться. Именно на начальном этапе образования у учащихся закладывается основа формирования вычислительных умений.
Объект исследован

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Понятия, характеризующие вычислительные умения и процесс их формирования 5

1.2Особенности формирования вычислительных умений 9

у младших школьников 9

1.3 Система работы учителя по формированию вычислительных умений 12

2 ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 24

2.1 Анализ учебников по курсу «Математика» для начальной школы 24

2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании вычислительных умений у младших школьников 32

2.3 Опытно-экспериментальное исследование 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ А Дидактический материал 62

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактический материал 64

ПРИЛОЖЕНИЕ В Дидактический материал 65

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Дидактический материал 66

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Дидактический материал 67

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Дидактический материал 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений пед. училищ (спец. 2001) / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Москва: Просвещение, 2012. 47 с.

2. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: Учебное пособие для студентов вузов / А. В. Белошистая М.:Гуманитар.: ВЛАДОС, 2007. 124 с.

3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. Москва: Просвещение, 2015. 300 с.

4. Гадельшина, А.А., Шмелева, Н.Г.Актуальные проблемы, связанные с формированием вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики // Colloquium-Journal, 2021. № 2-2 (89). С. 48-49.

5. Глейзер, Г.И. История математики в школе: Пособие для учителей / Г.И. Глейзер. Москва: Книга по требованию, 2013. 13 с.

6. Гребенщикова, Е.А., Куклис, Г.А. Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство. Сборник научно-методических статей. Челябинск, 2020. С. 80-87.

7. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова. Ижевск, 2015. 98 с.

8. Демидова, Т.Е., Тонких, А. П. Рациональные вычисления в курсе математики начальных классов// Начальная школа до и после, 2001. №7. С. 15-22. 

9. Зайцева, О. П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка // Начальная школа, 2010. 64 с. 

10. Ефимов, В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа, 2016. №1. С. 61-66.

11. Каменкова, Н.Г., Некрасова, С.А. Формирование умения моделирования в процессе вычислительной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование, 2020. Т. 11. № 1. С. 109-119.

12. Каменкова, Н.Г., Некрасова, С.А. Вычислительное содержание начального курса математики как средство формирования умения моделировать у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование, 2021. Т. 12. № 1. С. 114-120.

13. Каменкова, Н.Г. Овладение 

При поступлении в школу у бывшего дошкольника изменяется ведущая деятельность, осуществляется переход с игровой на учебную деятельность. Алгоритмы письменных вычислений являются наиболее сложными т.к. в их состав входят большое количество элементарных операций.Для усвоения алгоритмов у учащихся должны быть сформированы знания, умения и навыки на достаточно высоком уровне (знание структуры многозначного числа, умение делить с остатком, навыки табличных вычислений).Однако предполагаемый уровень довольно часто не совпадает с реальным. Для формирования соответствующего навыка используются различные методические подходы: рассматриваются различные частные случаи (сложение с одним переходом через разряд, с переходом через несколько разрядов, умножение и деление с нулями и т.д.). Сущность другого подхода заключается в отработке наиболее трудных для учащихся операций (запись «в столбик», механизм перехода через разряд