Формирование вычислительных умений у учащихся начальной школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время формирование у учащихся начальной школы вычислительных умений признается одной из главных задач обучения математике. Объясняется это в первую очередь тем, что вычислительные умения необходимы человеку как в практической жизни, так и в обучении. Основу вычислительных умений составляют прочное и осознанное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее – ФГОС) учитель общеобразовательной школы обязан не просто передать знания, умения и навыки, но и влиять на развитие способностей ученика самостоятельно ставить ученые цели. Приоритетной задачей школьного обучения является проектирование путей реализации поставленных целей, контроль и оценка своих достижений, другими словами – формирование умения учиться. Именно на начальном этапе образования у учащихся закладывается основа формирования вычислительных умений.
Объект исследован
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятия, характеризующие вычислительные умения и процесс их формирования 5
1.2Особенности формирования вычислительных умений 9
у младших школьников 9
1.3 Система работы учителя по формированию вычислительных умений 12
2 ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 24
2.1 Анализ учебников по курсу «Математика» для начальной школы 24
2.2 Использование цифровых образовательных ресурсов при формировании вычислительных умений у младших школьников 32
2.3 Опытно-экспериментальное исследование 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дидактический материал 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактический материал 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В Дидактический материал 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Дидактический материал 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Дидактический материал 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Дидактический материал 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ, отделений пед. училищ (спец. 2001) / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Москва: Просвещение, 2012. 47 с.
2. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: Учебное пособие для студентов вузов / А. В. Белошистая М.:Гуманитар.: ВЛАДОС, 2007. 124 с.
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. Москва: Просвещение, 2015. 300 с.
4. Гадельшина, А.А., Шмелева, Н.Г.Актуальные проблемы, связанные с формированием вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики // Colloquium-Journal, 2021. № 2-2 (89). С. 48-49.
5. Глейзер, Г.И. История математики в школе: Пособие для учителей / Г.И. Глейзер. Москва: Книга по требованию, 2013. 13 с.
6. Гребенщикова, Е.А., Куклис, Г.А. Формирование вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство. Сборник научно-методических статей. Челябинск, 2020. С. 80-87.
7. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И. А. Гришанова. Ижевск, 2015. 98 с.
8. Демидова, Т.Е., Тонких, А. П. Рациональные вычисления в курсе математики начальных классов// Начальная школа до и после, 2001. №7. С. 15-22.
9. Зайцева, О. П. Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка // Начальная школа, 2010. 64 с.
10. Ефимов, В.Ф. Формирование вычислительной культуры младших школьников / В.Ф. Ефимов // Начальная школа, 2016. №1. С. 61-66.
11. Каменкова, Н.Г., Некрасова, С.А. Формирование умения моделирования в процессе вычислительной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование, 2020. Т. 11. № 1. С. 109-119.
12. Каменкова, Н.Г., Некрасова, С.А. Вычислительное содержание начального курса математики как средство формирования умения моделировать у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование, 2021. Т. 12. № 1. С. 114-120.
13. Каменкова, Н.Г. Овладение
При поступлении в школу у бывшего дошкольника изменяется ведущая деятельность, осуществляется переход с игровой на учебную деятельность. Алгоритмы письменных вычислений являются наиболее сложными т.к. в их состав входят большое количество элементарных операций.Для усвоения алгоритмов у учащихся должны быть сформированы знания, умения и навыки на достаточно высоком уровне (знание структуры многозначного числа, умение делить с остатком, навыки табличных вычислений).Однако предполагаемый уровень довольно часто не совпадает с реальным. Для формирования соответствующего навыка используются различные методические подходы: рассматриваются различные частные случаи (сложение с одним переходом через разряд, с переходом через несколько разрядов, умножение и деление с нулями и т.д.). Сущность другого подхода заключается в отработке наиболее трудных для учащихся операций (запись «в столбик», механизм перехода через разряд