Исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к интересам и потребностям детей младшего возраста, развитие их способностей.
Российские школы осуществляют переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест.
В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что – то новое или преобразовать [2].
Проблема исследования: выявление эффективного усвоения предмета «Окружающий мир» с использованием исследовательской деятельности.
Это и обусловило выбор темы исследования: «Исследовательская Деятельность младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».»
Цель исследования: теоретически обосновать и эксп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1Понятие «исследовательская деятельность» в современной педагогической науке 6
1.2 Формирование исследовательской деятельности у учеников младшего школьного возраста на уроках «Окружающего мира» 10
1.3 Квест на уроках «Окружающего мира» 14
1.4 Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 21
2.1 Состояние проблемы предмета «Окружающий мир» для проведения квеста. 21
2.2 Диагностика степени сформированности у младших школьников исследовательской деятельности 28
2.3 Система занятий по формированию исследовательской деятельности детей в курсе «Окружающий мир» 31
2.4 Анализ результатов опытной работы 58
2.5 Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.А. Введение в Интернет – образование : учеб.пособие / А.А. Андреев. – М. : Логос, 2019. – 76 с.
2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения : статья. – Электрон.дан. – Режим доступа: // http: // www.iet.mesi.ru/br/31b.htm.
3. Андреев А.А. Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в Интернете / А.А. Андреев // Информатика и образование. – 2019. – № 4. – С. 13 – 16.
4. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 2018, №1., с.116 – 119.
5. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. :Филинъ, 2020. – 616 с.
6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. – М. : Московский психолого – социальный институт, 2020. – 352 с.
7. Быховский Я.С. Образовательные web – квесты: статья – Электрон.дан. - Режим доступа :http: // www.ito.su/1999/III/1/15.html.
8. Быховский Я.С. Учитель.ru: Опыт: Как создать веб – квест для самостоятельной работы учащихся?: статья – Электрон.дан. – Режим доступа: http: // www.teacher.fio.ru/news.php?n=59&c=1529.
9. Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2019, №9, с.177 – 180.
10. Воробьев Г.А. Web – квест технологии в обучении социокультурной компетенции :дис. … канд. пед. наук / Воробьев Геннадий Александрович. – Пятигорск, 2019. – 286 с.
11. Вторая международная образовательная научно – практическая онлайн конференцию «Новая школа: мой маршрут». – Электрон.дан. – Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/conf/2019/home/stage2
12. Выготский Л.C. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 – ти тт. / JI.C. Выготский. М.,1983. Т.З. – 326 с.
13. Горбунова О.В. Веб – квест в педагогике как новая дидактическая модель обучени//Школьные технологии. — 2018. — № 2. — С. 59—66.
14. Горшкова О.А. Дидактические особенности образовательных веб – квестов//Справочник заместителя директора школы. — 2019. — № 11. — С. 56—65.
15. Горшкова О.А. Создание образовательного веб – квеста//Справочник заместителя директора школы. — 2019. — №12. — С. 72—82.
16. Государственная публичная научно – техническая библиотека России. – Электрон.дан. – Режим доступа: http: // www.gpntb.ru.
17. Григ
Сама, так скажем, эволюция познавательных интересов протекает при самостоятельной деятельности личности, а их качество зависит от характера самой деятельности [14].
Исследовательская работа проводилась на базе структурного подразделения образовательной организации г. Солнечногорска. В 3 классе по предмету «Окружающий мир». Учебник для 3 класса: А.А.Плешаков. УМК «Школа России».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2013 г. М., «Просвещение».
Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» состоит в том, что она,