Особенности развития технических умений и навыков у детей 6-7 лет в процессе создания аппликаций
Введение
Актуальность исследования.
На современном этапе особенно актуальна задача развития различных умений и навыков у детей. Старший дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, формируется личность.
Педагоги в процессе обучения детей изобразительной деятельности воспитывают у них эстетическое отношение к окружающему, развивают умение видеть и чувствовать прекрасное, формируют художественный вкус и совершенствуют творческие способности.
Дети 7-го года жизни успешно овладевают изобразительными и техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа, то есть осваивают композиционные навыки; успешно овладевают сенсорными эталонами. Педагоги в процессе аппликации с детьми активизируют наблюдательность, внимание и воображ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………….………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕХНИКАМ АППЛИКАЦИИ..........................................7
1.1. Особенности и значение декоративного искусства аппликации в развитии детей 6-7 лет …………………………………….………..7
1.2. Психолого-педагогические основы развития технических умений и навыков у детей 6-7 лет в аппликации………….………….…….11
1.3. Анализ педагогических исследований по проблеме развития у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста технических умений в аппликационной деятельности ………….18
Вывод по первой главе…………………………………………………….23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКАМ АППЛИКАЦИИ………..……..25
2.1. Определение исходного уровня технических навыков и умений детей 6-7 лет в создании аппликаций ..…...………………….……25
2.2. Педагогические условия развития технических умений и навыков у детей 6-7 лет в процессе обучения техникам аппликации …….33
2.3. Особенности развития технических умений в аппликационной деятельности у детей 6-7 лет в условиях дополнительного образования …..………………….…………………..……………..51
Вывод по второй главе…………………………...…………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....62
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность // Избр. психол. тр: в 2 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – С. 124-178.
2. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс]: автореф. дис.. .канд. пед. наук. / Ю.С.Балашова. - М., 2013. – 28 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-khudozhestvennogo-tvorchestva-i-ruchnoi-umelosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-/read (дата обращения: 04.11.2022)
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295
4. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
5. Богатеева З.А. Эстетическое воспитание детей 5-7 лет в процессе обучения декоративной аппликации // В помощь дошкольному работнику: Ученые записки. - Ульяновск, 1971. - Т.XXIV. - Вып. 1. - С.66-114.
6. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия; СПб: Фонд "Ленингр.галерея",2002. - 1628 с.
7. Большой энциклопедический словарь [Текст]/ гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия; СПб:Фонд "Ленингр. галерея", 2002. -1628 с.
8. Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду. Методические рекомендации [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
9. Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / Е.К.Брыкина. – М., 2004. – 21 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorchestva-u-detei-5-7-let-v-rabote-s-raznymi-materialami (дата обращения: 02.11.2022)
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
11. Галикллина Г.М. Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности/ Г.М.Галиуллина. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. –2016. –№ 2 (106). –С.781-783. – https://moluch.ru/archive/106/25099/ URL: https://moluch.ru/archive/106/25099/ (дата обращения: 07.01.2023).
12. Горбатова О.А., Буянова, Т.А. Методы и приемы развития изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией [Электронный ресурс]/О.А.Горбатова, Т.А.Буянова // Педагогические науки, - 2016. - №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-razvitiya-izobrazitelnyh-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-zanyatiyah-applikatsiey/viewer (дата обращения: 15.10.2022)
13. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий [Текст]. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 152 с.
14. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изо деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2.- С.56-58
15. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 110 с.
16. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. — М. 1999. — 344 с.
17. Гусакова М. Из истории аппликации // Дошкольное воспитание. — 1980. —
Но, как уже отмечалось, вопрос развития технических умений и навыков у детей 6-7 лет в аппликации недостаточно конкретизирован и имеет немного подробных методических рекомендаций для осуществления деятельности педагога в условиях дополнительного образования.
В связи с этим нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было разработать содержание занятий, способствующих наиболее успешному обучению детей 6-7 лет аппликации, а также развитию у них технических навыков и умений, и экспериментально проверить эффективность созданных нами педагогических условий.
Исследование проводилось на базе ИП Радзишевской Евгении Борисовны Мини-сад «Счастливые люди» и Школа «Счастливые люди» города Москвы, с детьми подготовительной группы (6-7 лет) и включало констатирующий, формирующий