Психолого–педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков
Введение
Актуальность исследования проблемы девиантного поведения подростков обусловлена своеобразием современного этапа развития российского общества и характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах социальной жизни. Динамизм социальных процессов, возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес науки и практики к вопросам изучения социальных отклонений и профилактики девиантного поведения. Особое значение при этом следует уделять исследованию негативных отклонений в поведении подростков.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N273_ФЗ (в ред. От 29.12.2022) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023), ФГОС ООО о требованиях к обучению и воспитанию обучающихся говорится о важности формирования и становления нравственных убеждений, эстетического и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, развитие склонностей, интересов, способности к со
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогического сопровождения профилактики девиантного поведения подростков
1.1. Сущность психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением
1.2. Психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению
1.3. Нормативно-правовые основы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению профилактики девиантного поведения подростков (на примере деятельности ОКУСОН «Курский областной социальный приют для детей и подростков
2.1. Состояние социально обусловленного поведения подростков, склонных к девиантному поведению
2.2. Система психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению
2.3. Анализ результатов реализации программы психолого-педагогического сопровождения профилактики девиантного поведения подростков
Заключение
Список литературы
Список литературы:
1. Конвенция «О правах ребенка» [Текст]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.: по состоянию на 1 фев. 2016 г.]. − М.: Омега-Л, 2016 – 19 с., Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.:Омега-Л, 2016 – 39 с.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.:Омега-Л, 2016 – 39 с., Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А.Бадмаев. - М.: Магистр, 2011 – 250 с.
3. О полиции [Текст]: [федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ: по состоянию на 2016 г.] − М.: Эксмо-Пресс, 2016 – 80 с., Ковальчук, И.Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних [Текст] / И.Ф.Ковальчук // Отечественный журнал социальной работы.− 2011 – №3. – С. 23-24.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ: по состоянию на 2016 г.]. − М.: Ось-89, 2016 – 64 с
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 24.07.1998 № 124: по состоянию на 2012 г.]. − М.: Омега-Л, 2012 – 32 с.
6. Порядок взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания семьи и детей с органами службы занятости населения Курской области по труд. Утвержден постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курской области от «19» октября 2011 года.
7. Порядок взаимодействия органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской области при выявлении фактов самовольных уходов воспитанников из организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Утвержден постановлением КДН и ЗП при Правительстве Курской области от « 18» июня 2010 года.
8. Постановление Администрации Курской области от 10 декабря 2013 года N931-па «Об утверждении комплексной межведомственной программы по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2014-2020 годы».
9. Постановление Администрации Курской области от 28 сентября 2021 года N1009-па «Об утверждении региональной межведомственной программы Курской области «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в Курской области».
10. Семейный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 1 фев. 2016 г.]. –М.: Кнорус, 2016 – 64 с., Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И.Захаров. − М: Просвещение, 2012 – 128 с.
11. Социальная защита населения: опыт организационно- административной работы: учеб. пособие для студентов [Текст] / под ред. В.С.Кукушкина. − М.: ИКЦ МарТ, 2013 – 336 с.
12. Уголовный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 20 января 2016 г.]. − М.:Омега-Л, 2016 – 211 с., Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом:советы юриста [Текст] / Э.Б.Мельникова. − М.: БЕК, 2012 – 303 с.
13. Агафонов А. Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. — Петропавловск, 2000.
14. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2012. – 208 с.
15. Андронникова, О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков, склонных к бродяжничеству/ О. О. Андронникова // Science for Education Today. – 2019. – Выпуск 9, № 1. – С. 123–136.
16. Ахвердова, О. А. К вопросу исс
Становясь наиболее выраженными акцентуации характера, как правило, не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового возраста со взрослением акцентуации сглаживаются, проявляясь лишь при сложных психогенных ситуациях, либо компенсируются [18].Подростки с акцентуациями характера представляют группу повышенного риска развития поведенческих отклонений и расстройств психического здоровья [60]. По данным А. Е. Личко, неуравновешенный, возбудимый тип акцентуированности характера (терминологическое соответствие – «эпилептоидный») занимает второе место по частоте делинквентности среди всех типов акцентуаций [42].
Отечественные исследователи Т. А. Толкачева и Ю. В. Клепач в своей статье представили сравнительное исследование особенностей акцентуаций характера юношей и подростков, склонных к девиантному поведению. В результате сравнительного эмпирического исследования показ