Развитие звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (iii уровень) с использованием дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Многие исследователи отмечают, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с общим недоразвитием речи. Общие сведения о различных уровнях общего недоразвития речи и их проявлениях, о специфике речевой и познавательной деятельности, об особенностях развития у данной категории дошкольников звукопроизношения раскрыты в исследованиях Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, О. С. Павловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и других. Исследователи отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в формировании звукопроизношения, что, в свою очередь, является предпосылкой к неполноценному общению, а значит, не обеспечивает развитие речемыслительной и познавательной деятельности, затрудняет процесс овладения знаниями [1, c.369].
Значение изучения проблемы речевого развития подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным 17 октября 2013 года, где представлен раздел
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие звукопроизношения в психолого-педагогической и специальной литературе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.3. Особенности звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня1.4. Роль дидактической игры в развитие звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Результаты и анализ исследования состояния звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.3. Подбор комплекса дидактических игр, используемых на разных этапах работы по развитию звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
2. Беккер, К.П., Совак, М. Логопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/175009/
3. Богомолова, А.И. Нарушения произношения у детей. Пособие для логопедов [Текст] / А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 2014.-369 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. Н. Бондаренко. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014. – 49 с.
5. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2020. – 200с.
6. Волкова, Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] /Л.С. Волкова. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2014. – 513 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
8. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие. / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2014. – 104 с.
9. Гаубих, Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: Пос. для логопедов / Ю. Г. Гаубих, Ю. С. Липкина. Под ред. Селиверстова В. И. 2-е изд. – М.; Просвещение. – 2019. - 96
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 472 с.
11. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев – СПб.: Акцидент, 2015 – 64 с.
12. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст]/Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьёва. – М.: Воспитание дошкольника,2017. – 128с.
13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей [Текст]/Л.Н. Ефименкова – Москва: Просвещение, 2013 – 200 с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2014. – 239 с.
15. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. – М. Просвещение, 2015. – 333с.
16. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] /Ред.-сост. В.И. Селиверстов.— М.: Просвещение, 2017. – 37 с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование пра
Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова [17, c.224].
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков имеет диффузный характер, обусловленный неуравновешенной артикуляцией и невысокими вероятностями их слухового определения. В произношении есть противопоставления только гласных — согласных, ротовых — носовых, взрывных — фрикативных. Фонематическое становление располагается в зачаточном состоянии. Особой чертой речевого становления считается ограниченная дееспособность восприятия и проигрывания слоговой структуры текста .Для 2 значения свойственна возросшая речевая энергичность малыша. Общение происходит при помощи применения неизменного, но все ещё искаженного и ограниченного припаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно классифицируются наименования предметов. На дан