Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников посредством подробного пересказа
ВВЕДЕНИЕ
Характерной особенностью современной школы является растущий процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в основном в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме в настоящее время выносится на первый план. Реализация этой задачи предполагает формирование коммуникативных и речевых умений среди школьников.
Понятие «коммуникативно-речевые умения» является основным в методе преподавания связной речи, поскольку учит ребенка говорить и писать согласованно, а это значит, формирует у него определенный набор умений для создания высказываний на основе речеведческих понятий. В системе школьного образования русский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения, которое определяет успех в овладении всеми школьными предметами и качеством образования в целом.
Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском язык
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...…………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОДРОБНОГО ПЕРЕСКАЗА…………5
1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия как планируемый результат освоения образовательной программы ……….... 5
1.2. Содержание работы по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников ……………………………………………... 10
1.3. Роль подробного пересказа в формировании речевой деятельности младших школьников……………..…………………………………………………… 14
ГЛАВА 2. Методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников посредством подробного пересказа…………...19
2.1. Методы и приёмы формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников…………………………………………..…..19
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников……..…………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………..………………….…………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………....27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 286 с.
2. Бакулина, Г. А. О работе над изложением на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 22-25.
3. Бакулина, Г. А. О новых видах сочинений в начальной школе [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 37- 43.
4. Барахоева, И. Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта [Текст] / И. Б. Барахоева // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (часть 2). – С. 433-437.
5. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М. М. Бахтин. – М. : Художественная литература, 1975. – 502 с.
6. Бондаренко, А. А. Сочинение с ошибками: о редактировании текста в начальной школе [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 32-35.
7. Виноградов, С. И. Нормативный и коммуникативнопрагматический аспекты культуры речи [Текст] / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. – 1996. – С. 121-152.
8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. – 1966. – С. 215-256.
9. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. – М. : Наука, 1981. – 140 с. 58
10. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. Е. Дудковская // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 98–101.
11. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. – Новосибирск : САФБД, 20
Развитие коммуникативной деятельности ведет к формированию коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – способность человека общаться с говорящим и способность слушать. Она предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками в использования языка в жизненно важных для этого возраста сферах и ситуациях коммуникации [23, с. 30]. Ученые определили суть коммуникативных умений, определили критерии их развития, предложили способы формирования этой группы умений.
В отечественной науке ряд исследований посвящены таким аспектам проблемы коммуникации, как проблема коммуникативного взаимодействия, формирование коммуникативных умений детей в учебном