Логопедическая работа по формированию фразовой речи младших школьников с умеренной умственной отсталостью
ВВЕДЕНИЕ
Решающим условием успешного включения детей с умеренной умственной отсталостью в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей с опорой на различные организационные формы их обучения и воспитания. При этом эффективность коррекционной работы с такими детьми в значительной степени зависит от уровня сформированности у них вербальных средств общения, так как именно они определяют возможности ребенка в коммуникативной и когнитивной деятельности .
В психолого-педагогической литературе отмечается, что особенности психического развития детей с умеренной умственной отсталостью обусловлены дефицитарностью высших корковых функций, слабостью аналитико-синтетической деятельности и оказывают отрицательное влияние на процесс развития всех компонентов речевой функциональной системы, на становление коммуникативной компетентности детей, снижают эффективность речевого общения (Л.Б. Баряева, E.H. Винарская, С.Д. Забрамная, В.И. Лип
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1 Понятие фразовой речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью 17
1.3. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 31
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 31
2.2. Формирующий эксперимент 45
2.3. Контрольный этап эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2019. – 112 c.
Алмазова, А. А. Развитие профессиональной языковой личности студентов-логопедов в процессе лингвистической подготовки / А.А. Алмазова. – М.: Прометей, 2020. – 204 c.
Амонашвили, Ш. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили. – М.: Свет, 2021. – 862 c.
Андреева, Л. В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 576 c.
Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2020. – 160 c.
Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.: Гном, 2020. – 240 c.
Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – М.: АРКТИ, 2020. – 104 c.
Баскакина, И. В. Звенелочка. Логопедические игры / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2020. – 186 c.
Блинова, Л. Н. Обучение русскому языку учащихся с недоразвитием интеллекта. На материале грамматики и правописания / Л.Н. Блинова, Н.И. Норкина. – М.: Феникс, 2020. – 206 c.
Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. – М.: Каро, 2020. – 176 c.
Бурина, Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традиционные подходы и нестандартные приемы / Е.Д. Бурина. – М.: Каро, 2020. – 192 c.
Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико–грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. – М.: Владос, 2020. – 833 c.
Васильева, Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет / Л.А. Васильева. – М.: Каро, 2019. – 112 c.
Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2020. – 144 c.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.
Это происходит вследствие недоразвития фонематического слуха, являющееся следствием аномалии общего развития детей с нарушением интеллекта.
Рассмотрим особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта боле подробно. Среди детей с нарушением интеллекта наблюдается 40-60% нарушений фонетической стороны речи.
У таких детей, как и у детей в норме, чаще нарушаются артикуляторно-сложные звуки – это свистящие, шипящие, [р] и [л]. Наряду с искаженным произношением звуков отмечается большое количество. Замены зачастую вариативны, т.е. один и тот же звук ребёнок с нарушением интеллекта в одном случае может произнести правильно, а в другом исказить или полностью пропустить. У детей с синдромом Дауна наблюдается замедленный темп речи, иногда встречается скандированная речь. Также часто у детей с нарушением интеллекта наблюдаются голосовые расстройства. Несформирова