Изучение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее важных условий нормального психического развития ребенка является чистая и правильная речь. При помощи речи ребенок общается, выражает свои мысли, желания, требования, так же, общаясь ребенок легко проходит процесс социализации и входит в окружающий его мир. В наше время появляется все больше и больше детей с речевыми патологиями, которые ограничивают их общение.
С каждым годом происходит прирост числа детей с общим недоразвитием речи. Этот вид патологии означает нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом. У большей части детей, страдающих этим нарушением, в ой или иной мере фигурируют нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим нарушением речи.
Если рассмотреть практику логопедической работы по исправлению нарушения слоговой структуры слова,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Определение понятия «слоговая структура слова» 6
1.2 .онтогенез слоговой структуры слова 8
1.3 Особенности овладения слоговой структурой слова старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 13
2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1 Анализ методик исследования слоговой структуры слова у дошкольников 18
2.2. Модель констатирующего эксперимента, направленная на исследование слоговой структуры у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – СПб: Детство-Пресс, 2001. – 22 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007 – 224 с.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2004. – С. 40-43.
4. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структурыслова у детей: методическое пособие / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
5. Вдовина, И.А. Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. – №2. –2012. – С. 11.
6. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершина // Логопед. – №1. – 2004. – С.
7. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -- М.: Просвещение, 1987
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во КДУ, 2007. – 336 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
10. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б.Преодолениеобщего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: КнигоМир, 2011. – 320 с.
11. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
12. Крейчи Станислав Антонович, Кривнова Ольга Федоровна, Тихонова Екатерина Александровна Слоговые контрасты как фактор помехоустойчивости и разборчивости речи в шуме // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slogovye-kontrasty-kak-faktor-pomehoustoychivosti-i-razborchivosti-rechi-v-shume (дата обращения: 11.12.2022).
13. Лалаева Р.И., Серебр
Позже возникают слова со стечениями в начале и в конце. Особо сложными являются односложные слова со стечениями.
V ступень – синтез, объединение закрытого слога и стечения согласных (согласный – гласный – согласный + согласный – гласный; согласный – согласный – гласный + согласный – гласный – согласный) – памятник, чайник, фартук.
Самой сложной является VI ступень, поскольку здесь в слове появляется несколько стечений согласных (звезда, клетка, стандарт). Это является самым сложным уровнем переключаемости, несмотря на то, что слоги являются открытыми [REF _Ref122886564 \r \h4].
По достижению ребенком трех лет он осваивает все ступени усложнения и уже может структурировано разговаривать. Ребенок учится выстраивать различные артикуляционные слоговые программы, хотя произносить некоторые звуки правильно у него еще не получается, также в это время развивается активный словарь [ REF _Ref122888396 \r \h 15].
Овладение своим ре