Особенности педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей в разновозрастной группе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить. Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения, а именно предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Таким образом новый документ ставит во главу воспитательно-образовательного процесса индивидуальный подход к ребенку через игру.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры...........................................................................................................................7
1.1 Характеристика сюжетно–ролевой игры........................................................7
1.2 Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста...........................................................................................15
1.3 Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе.....................19
1.4 Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста...........................................................................................23
2. Особенности педагогического сопровождения игровой деятельности в разновозрастной группе........................................................................................30
3. Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.....................35
3.1 Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей разновозрастной группы.......................................................................................35
3.2 Рекомендации по организации работы обогащения воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр дошкольников............................................43
Заключение.............................................................................................................46
Список используемой литературы.......................................................................48
Приложения....................................................................................................50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.
Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.
Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.
Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.
Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.
Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2000-57.
Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с
Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989-121.
Игра и ее роль в развитии ребен
Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые