Приёмы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с тувинской детской поэзией
Введение
Поликультурная среда, ситуация в Республике Тыва характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия. В условиях многонационального региона основным гарантом сохранения языкового и культурного разнообразия является сфера образования, формирующая личность гражданина России.
В Республике Тыва в общем образовании обучение осуществляется на двух государственных языках: русском и тувинском. Как предмет обучения родной (тувинский) язык и родная (тувинская) литература ведутся в основном и среднем общем образовании. Между тем, у носителей языка, котррый используется в бытовой, учебной, деловой, производственной сферах. Также наблюдается увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, как в разговорной, так и письменной речи. Это является следствием недостаточного внимания к развитию родной (тувинской) речи детей в дошкольном образовании – первом уровне образования.
На региональном уровне в сфере дошкольного образования выпущены прогр
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с тувинской детской поэзией 7
1.1 Понятие об обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста при изучении поэзии 7
1.2 Тувинская детская поэзия как средство обогащения словаря детей 18
1.3 Анализ программ по обогащению словаря старших дошкольников посредством тувинской детской поэзии 27
1.4 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с поэтическими произведениями 30
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с тувинской детской поэзией 38
2.1 Констатирующий эксперимент 38
2.2 Работа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с тувинской детской поэзией 41
2.3 Анализ результатов исследования 58
Заключение 61
Библиографический список 63
Библиографический список
1. Агапова, Г. Х. Обогащение активного словаря детей 5-6 лет средствами краеведческой детской литературы / Г. Х. Агапова, Г. Н. Мусс. – Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2021. № 2 (38). С. 158-175.
2. Агапова, Г. Х. Роль поэзии родного края в формировании нравственных ценностей у младших школьников (на примере Оренбургской области) / Г. Х. Агапова, Е. Ю. Беляева. – Текст: непосредственный // Гуманитарные технологии в современном мире: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Калининград : ИиТ газеты «Страж Балтики» Минобороны России, 2017. С. 87-90.
3. Агапова, Г. Х. Формирование орфографической зоркости на материале стихотворений поэтов Оренбургской области / Г. Х. Агапова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. 2019. № 11. С. 32-36.
4. Алдын-оол, А. Х. Программа по развитию разговорной речи в тувинских ясли-садах : пособие для воспитателей / А. Х. Алдын-оол, Г. Т. Назытпай. - 2-е изд., доп. - Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 2002. (На тувин.яз.). – Текст: непосредственный.
5. Алдын-оол, А. Х. Школа назыны четпээн уругларның чугаа сайзырадырының программазы. / А.Х. Алдын-оол, Г.Т. Казытпай. – Кызыл, 2008. – Текст: непосредственный.
6. Андросова, В. А. Чтение произведений художественной литературы: старшая группа / В. А. Андросова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4.
7. Арифанова, В. В. Приобщение дошкольников к художественной литературе посредством интерактивной игры «Путешествие в мир сказок дедушки Мазая» / В. В. Арифанова, Е. Н. Колобовникова. – Текст: непосредственный // Традиции и новации в дошкольном образовании. -Чебоксары, 2018. № 5 (8). С. 44-46.
8. Баряева, Л. Б. Детская литература как средство развития связной речи у дошкольников с нарушением речи / Л. Б. Баряева, М. В. Арсеньева. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2016. № 51-3. С. 13-20.
9. Бахтина, А.Е. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей / А.Е, Бахтина. – Текст: непосредственный // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2019. – С. 18-20.
10. Бойко, И. Н. Методы активизации словаря детей дошкольного возраста / И. Н. Бойко. – Текст: непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-10. С. 101-105.
11. Булатова, Т.В. Возможность использования сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Булатова. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 4 (159). – С. 22-24.
12. Веракса, Н. Е. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования. От рождения до школы / Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. - Москва: Мозаика-синтез, 2017. – Текст: непосредственный.
13. Вершинина, Е.А. Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду : речевая тетрадь: [для детей 4 лет] / [Е.А. Вершинина, И. Е. Федосова]. – Москва: Нац. образование, 2019
Содержание дидактических игр должны способствовать формированию умений составлять простые рифмы, маленьких стихотворения, то есть направлены на получение и закрепление знаний о поэзии, а также положительно воздействовать на развитие интереса к данному виду литературы.
Оснащение группы техническими средствами для просмотра и прослушивания литературных произведений, так же позволяет развить познавательную активность у старших дошкольников в области поэзии в том числе.
Очень важен фактор, открытости и не замкнутости при построении предметно - развивающей среды.
Тувинская литература сыграла положительную роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся аратов, особенно молодежи, а духе коммунистической нравственности, идейности и верности принципам дружбы народов. В ней развиваются поэтические, прозаические и драматургические жанры.
Поэзия, продолжая оставаться доминирующим жанром, весьма разносторонне от