Изучение детской лжи в дошкольном возрасте

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Изучение детской лжи в дошкольном возрасте". В которой рассмотрены методики изучения и коррекции детской лжи в дошкольном возрасте; проанализированы результаты эмпирического исследования правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.09.2025
Объем файла
182 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

С появления на свет дети оказываются вовлеченными в межличностные отношения, и каждый период их развития обусловливается определенной социальной ситуацией, продвигающей вперед психические процессы и личностное развитие. Ложь как осознанное изменение истинных фактов возникает тогда, когда ребенок начинает понимать надобность принятия различных правил поведения, когда ему предъявляют новые для него требования
Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как: ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия. К причинам такого поведения можно отнести следующие факторы: психоневрологические отклонения, культурные изменения в современном обществе, особенности воспитания в семье.
Дошкольный возраст является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка, становления его характера. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у ребенка создает негативные предпосылки успешности в воспитательской и учебной деятельности, выступает

Содержание

Введение 3

1. Теоретический анализ состояния проблемы детской лжи в отечественных и зарубежных исследованиях 7

1.1. Детская ложь как психолого-педагогическая проблема 7

1.2. Ложь в контексте психологических характеристик детей дошкольного возраста 12

1.3. Методики изучения и коррекции детской лжи в дошкольном возрасте 22

2. Эмпирическое исследование правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста 39

2.1. Организация и описание методики исследования 39

2.2. Определение степени склонности ко лжи детей дошкольного возраста 41

2.3. Выводы экспериментальной работы и разработка практических рекомендаций 45

Заключение 56

Список использованных источников 59

Приложения 66

Приложение А 67

Приложение Б 72

Приложение В 74

Список использованных источников 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2019. – 624 с.

2. Акименко, А.К. Ложь в системе социально-психологической адаптации / А.К. Акименко // Вопросы психологии. - 2020. - №4. – С. 10-12.

3. Алексанова, Т.Н. Кинотерапия, или Как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками / Т.Н. Алексанова. - [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://multiurok.ru/blog/kinotierapiia-ili-kak-ispol-zovat-mietod- prosmotra-fil-mov-v-vospitatiel-noi-rabotie-s-diet-mi-i- podrostkami.html (дата обращения: 16.10.2022).

4. Алешинцев, И.А. Ложь у детей. / И.А. Алешинцев. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://www.dissercat.com/content/osobennosti-otnosheniya-ko-lzhi- sovremennykh-shkolnikov. (дата обращения: 15.10.2022)

5. Андреева, Г.М. К проблематике психологии социального познания / Г.М. Андреева // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2019. - № 3. - С. 15.

6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие / В.Н. Белкина. – Ростов-наДону:  Феникс, 2015. – 270 с.

7. Бодалев, А.А. В мире подростка / А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 2012. – 295 с.

8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. – 200 с.

9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Знание, 2018. – 350 с.

10. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. М.: Знание, 2019. – 37 с.

11. Бурке-Бельтран, М.Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения с взрослыми и сверстниками / М.Т. Бурке-Бельтран // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сб. науч. тр. - М., 2011. – 50 с.

12. Вагин И. Психология выживания в современной России / И. Вагин.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldmagik.ru/audio/56/1. (дата обращения: 15.10.2022)

13. Варламов, В.А. Толковый словарь полиграфолога / В.А Варламов, Г.В. Варламов. – М.: Илигар, 2018. – 187 с.

14. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: ACADEMIA, 2011. – 160 с.

15. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 367 с.

16. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы // Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. – 350 с.

17. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях: собрание сочинений. Том 4 / Л.С. Выготский. М.: Изд-во МГУ, 2009. – 292 с.

18. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - М.: АРКТИ, 2016. – 160 с.

19. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2016. – 238 с.

20. Дашавская, О.М. Возрастные особ

Исследования, проведенные в детской среде, выявили, что и детям присущ этот комплекс. Макиавеллиев комплекс может складываться в ребенке, как под влиянием примера родителей, так и в результате отсутствия контроля за поведением ребенка. Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях, является шоком для ребенка, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения. Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности (П.Ф. Каптерев). Конечный результат и цель субъекта, действующего с помощью лжи, оценивается с позиций конкретного социума (В.В. Зеньковский, В.В. Знаков) [79, c. 36].
Исследование детской лжи П.Ф. Каптерева позволяет проследить генезис развития феномена детской лжи в контексте с наиболее значимыми мотивами, характерными для разных возрастных этапов развития ребенка. Данные мотивы составляют основу лживого поведения ребенка и по исследованиям современных педагогов и психологов (В.С. Мухина, П. Экман), но помимо них выявлены и иные, не менее значимые [31, c. 63].
Как отмечалось нами ранее, одним из основных мотивов является стремление избежать наказание.
В случае обмана ребенок действует по принципу «меньшего зла» для себя, чем как бы создает видимость одобряемого поведения. Возникновение неправдивого поведения на основе данного