Анализ феномена буллинга в детской и подростковой среде, которая будет достигнута путем постановки и решения следующих задач
Введение
Проблема межличностных взаимоотношений касается абсолютно всех индивидов вне зависимости от их принадлежности к той или иной возрастной группе. Однако, особо острым этот вопрос становиться в детском и подростковом возрасте индивида, в котором тот получает основы социального взаимодействия, учиться строить взаимоотношения в коллективе и впервые оформляет свой статус в социальной группе. К сожалению, совершенно нормальные конфликтные ситуации в таких случаях нередко приобретают характер негативного доминирования одних индивидов над другими, что выражается в травле, оскорблениях, а порой и физическом насилии. В научной литературе последних лет эта ситуация получила наименование «буллинг».
Осознавая негативный характер буллинга, существует острая необходимость по принятию мер, направленных на его преодоление, а также на профилактику подобных случаев в дальнейшем. Однако, в силу несовершенства межличностных отношений, а также недостатков в построении образовательной системы, в ра
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы буллинга в детской и подростковой среде 5
1.1 Сущность и содержание понятия «буллинг» 5
1.2. Факторы возникновения буллинга в детской и подростковой среде 10
Глава 2. Технологии профилактики буллинга в детской и подростковой среде 21
2.1. Информирование родителей о социальной проблеме буллинга 21
2.2. Организация воспитательного пространства школы в профилактике буллинга 25
2.3. Методические рекомендации по профилактике буллинга в детской и подростковой среде 30
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Список использованных источников и литературы
1. Андрианова, Р.А. Буллинг как феномен агрессивного преследования в образовательной среде / Р.А. Андрианова // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. – 2020. – С. 5 – 22.
2. Барбина, В.Д. Проблемы буллинга в образовательной среде / В.Д. Барбина, Г.В. Слепухина // Modern Science. – 2019. – № 12-2. – С. 326 – 330. – EDN UFOWHY.
3. Башмакова, Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте / Е.А. Башмакова, Е.А. Дегтярев // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-sotsialnye-prichiny-bullinga-i-kiberbullinga-v-podrostkovom-vozraste (Дата обращения: 05.01.2023).
4. Большаков, А. Позиции в буллинге и их взаимосвязь с личностными характеристиками / А. Большаков // Collegium linguisticum - 2017: тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ, Москва, 01–15 марта 2017 года. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2017. – С. 114 – 115. – EDN QOKJRN.
5. Бочавер А. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ / А. Бочавер, Н. Горлова, К. Хломов // Психологические исследования. – 2021. – Т. 14. – №. 76. URL: https://www.psystudy.ru/index.php/num/article/view/138/82 (Дата обращения 06.01.2023).
6. Воробьев, М.С. Пути решения проблемы буллинга в современной образовательной среде / М.С. Воробьев // Студент - Исследователь - Учитель: материалы 22 Межвузовской студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 01 апреля – 31 2020 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – С. 1022 – 1028. – EDN ZPRSOM.
7. Воронцов, Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.Б. Воронцов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – №2 (95). –URL
Как многоплановое и многоаспектное явление, буллинг проявляется в совершенно различных формах. Во многом это зависит от того, в какой среде он возникает. Так как в данной работе объектом исследования являются взаимоотношения в детской и подростковой среде, то необходимо рассмотреть условия возникновения буллинга именно в рамках такой среды.
Для начала следует определить, какую среду следует считать детской, а какую – подростковой. И сразу же на этом этапе возникают сложности. Традиционно, считается, что ребенком индивид считается то 11 – 12 лет, после которого начинается подростковый возраст и длиться он до совершеннолетия, то есть до 18 лет или иного возраста, если речь идет о зарубежных государствах (например, в Японии лицо считается совершеннолетним только по достижении им возраста 20 лет). Однако, в настоящее время намечается тенденция по смещению детского и подросткового возраста в пользу увеличения данных периодов (например, детский возраст задерживается до 14 лет), а подростковый – до двадцати с лишним лет . Но даже если мы будет рассматривать традиционное деление детского и подросткового возраста по годам, следует понимать, что эта градация также носит условный характер. В связи