Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении математики
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая точка зрения на изучение логического мышления, его влияние на общее развитие младших школьников на сегодняшний день заключается в разработке соответствующих средств, методов, условий организации обучения для его развития. Большинство исследователей считают, что одна из ведущих задач школьного образования заключается в формировании навыков выполнения логических операций, умения пользоваться различными приемами мышления, развитие знаний логики и формирование умений применять данные знания в других сферах жизни на практике. [ REF _Ref123159165 \r \h 1].
Безусловно, на данный момент нет единого подхода к изучению вопроса о развитии логического мышления младших школьников, мнения исследователей различаются, но при выявлении схожих параметров, можно сделать вывод, что развитие логического мышления в обучении означает [ REF _Ref123159196 \r \h \* MERGEFORMAT 2]:
развитие у учащихся способности к сравнению наблюдаемых предметов, определению в них общих свойств
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2 Этапы формирования логических УУД у младших школьников 9
1.3 Особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников 11
2 ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 17
2.1 Анализ учебников по математике УМК «Перспектива» и УМК «Школа России» 17
2.2 Анализ периодических изданий по проблеме исследования 26
2.3 Опытно-экспериментальное исследование 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Павлова, В. В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В. В. Павлова // Начальная школа. 2011. №4. С. 33-36.
2. Фазилова, Ш. Н. Решение математических задач как способ развития логического мышления учеников начальных классов / Ш. Н. Фазилова // Мир науки, культуры, образования, 2015. № 3 (52). С. 178-181.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. 31 с.
4. Гальперин, П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в детском мышлении / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии, 1966. № 4. С.134.
5. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков // М. : Альта-Принт [и др.], 2008. C. 699
6. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. / Л. М. Фридман // М. : Просвещение, 1983. 322 с.
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе. / А.В. Белошистая // М. : ВЛАДОС, 2007. 368 с
8. Яковлев, А. В. Комбинаторика. / А. В. Яковлев // М., 2000. 188 с.
9. Конышева, Н. М. Проблемы современного урока практического труда / Н. М. Конышева // Начальная школа, 2001. №4. С. 40
10. Медведева, Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После, 2014. - №1. С.74-81.
11. Ячменникова, Т. С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе / Т. С. Ячменникова // Муниципальное образование, 2011. №12. С. 25-32
12. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. // СПб. : Книжный Дом, 2008. 248 с
13. Тургель, В. А. Предпочтения репродуктивной и творческой деятельности детьми младшего школьного возраста. / В. А. Тургель // Младший школьник в образовательном пространстве. СПб. : ТЕССА, 2009. с. 115−118
14. Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. Д. И. Фельдштейна. // М. : Институт практической психологии, 1996. с. 160 – 162.
15. Божович, Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. / Л. И. Божович, Л. С, Славина // М. : Знание, 1979. 96 с.
16. Сорокоумова, Е. А. Возрастная
Программа обеспечивает получение таких личностных результатов как: развитие мотивации к учебной и вне учебной деятельности, использование творческого подхода к выполнению заданий, интерес к расширению базы знаний. За учебный год авторы программы предполагают 12 часов организованной работы, направленной на формирования навыков логического решения задач. На основе данного материала, мы можем утверждать, что многие задания «содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.
Представленные задания позволяют научиться отдельным приемам логического мышления.
Приведем примеры некоторых заданий из учебников по математике УМК «Школа России» по ф