Развитие логического мышления у младших школьников в процессе экологического воспитания
Введение
Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном, локальном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной экологической ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности». Поэтому так актуально в настоящее время экологическое воспитание подрастающего поколения, воспитание человека, способного во всех видах трудовой деятельности подчинять свои потребности идее бережного использования природных ресурсов, защите окружающей среды от разрушения. Одним из условий формирования экологически культурной личности, является ознакомление младших школьников с экологическими проблемами и природной средой той местности, в которой они проживают. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведческая работа в школе, которая осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Экологическое воспитание младших школьников в отечественной педагогике 5
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников 10
1.3. Подходы к экологическому воспитанию младших школьников 13
Глава 2. Критерии экологического воспитания младших школьников. 16
2.1. Формы и методы экологического воспитания в начальной школе 16
2.2. Диагностика особенностей развития логического мышления в процессе экологического воспитания 18
2.3. Анализ программ по экологическому воспитанию младших школьников 22
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Список используемой литературы
1. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:Просвещение, 1993,
2. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // «Начальная школа». – 1998.№6. С. 92-94.
3. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.– 1993. - №6.
4. Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.
6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.
7. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // «Начальная школа» .– 1998. - №10. С. 9-11.
8. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. //«Начальная школа» . – 1998. № 6. С. 63-64.
9. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989. 10. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.
11. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. //«Начальная школа». – 1998. - № 6. С. 19-26.
12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.
13. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. //«Начальная школа». – 1989. №10-11.
14. Зверев И.Д. Экология в школь
Формирование экологического сознания, которое определяет отношение личности к окружающей среде, необходимо рассматривать как сложный комплексный процесс, зависящий от ряда факторов. В частности, от сознательного восприятия окружающей среды, осознания необходимости бережного отношения к природе, сбалансированного использования ее богатств. Становление у обучающихся начальных классов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие основные взаимосвязи природных явлений. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно требуется формирование экологического сознания, что указано в работах Д.С. Ермаковой, И.Т. Суравегиной . Экологически сформированная личность, по мнению авторов, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически компетентный, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердую основу и станут убеждениями этого человека. Эти представления имеют большое значение в курсе Окружающий мир». Здесь, на доступном обучающимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают 24 экологические связи. Ващенко Н.И. отмечает , что постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит