Представление детей об учителе у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Для ребенка наступает новый этап в его жизни при переходе из дошкольного возраста в школьный. Этот период характеризуется как открытиями, так и трудностями – школьник сталкивается с новыми вопросами, которые его интересует, он получает учебный и личный опыт, а также у ребенка формируются навыки общения, которые он сможет применить в жизни [30; 218].
Возраст 7-ми лет – кризисный возраст. Основная задача родителей на этом этапе жизни ребенка – оказать помощь, помочь ребенку сформировать учебную мотивацию, не потерять интерес к окружающему миру, иметь хорошие отношения с педагогом и сверстниками. Это важно для дальнейшего обучения и взаимодействия с социумом. Родителям и педагогам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок спокойно прошел адаптацию к школьному обучению без психологических травм и стрессов [10; 210].
Необходимо построить качественный контакт с педагогом – с первым учителем, потому что от первого учителя дети получают обратную связь о том, какие они сами:
Содержание
Введение 2
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования представлений об учителе в старшем дошкольном возрасте 6
1.1 Понятие о представлениях и их основные характеристики 6
1.2 Виды представлений 11
1.3 Проблема формирования готовности детей к обучению в школе 17
1.4 Формирование представлений об учителе в старшем дошкольном возрасте 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений об учителе детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Постановка проблемы и организация работы 28
2.2 Диагностика сформированности представлений об учителе детей старшего дошкольного возраста 30
2.3 Игра-путешествие по формированию представлений об учителе детей старшего дошкольного возраста 69
Заключение 75
Список литературы 78
Список литературы
1. Архив К. Д. Ушинского : [в 4 т.] / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. Т.1 : Материалы редакторской деятельности К. Д. Ушинского в "Журнале Министерства народного просвещения" (1860-1861 гг.) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. – 1959. – 478, [1] с. - Указ. имен: 474-477 с.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского. – Москва : Просвещение, 1983 . – 354 c.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. – М.: Педагогика,1992. – 352 с.
4. Бордовская Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 105 c.
5. Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование [Текст] : учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. / С. И. Брызгалова. – Калининград : Изд-во КГУ, 2003. – 92 с.
6. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2009. – 169 с.
7. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения / сост. В. С. Аранский; под ред. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 578 с.
8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Выготский Л.С. – Москва // Избранные психологические исследования / Выготский Л.С. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 65 с.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : [курс лекций] : учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва : АСТ, 2013 – 300 с.
10. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. – Научная цифровая библиотека ПОРТАЛУС, 2005.
11. Гуревич П. С. Психология и педагогика : учебник / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2014. – 340 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Гуткина Н.И. – СПб.: Мозаика-Синтез, 2004. – 208 с.
13. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистерверг. — Москва : Учпедгиз, 1956. – 210 c.
14. Дубровина И. В. Педагогическое образование / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан. // Психология. / под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – Москва, 2003. – 402 c.
15. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. – Москва : Просвещение, 1984. – 209 с.
16. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы
Готовность социальная или личностная включает в себя 2 потребности: потребность в контактах и познавательную потребность. Они на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он – первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок [5; 169].
В дошкольном учреждении важно, чтобы педагог профессионально выполнял свои функции. Это необходимое условие для формирования детского коллектива, становления личности будущих школьников [5; 169].
Также можно отметить, что, если сформировать представление об учителе у детей старшего дошкольного возраста, то уже в первом классе, дети будут иметь позитивное отношение к нему.
Воспитание – это многофакторный процесс. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и общественные ценност