Формирование лексического строя речи у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Введение
Актуальность темы. Формирование и совершенствование речи детей дошкольного возраста (обычно с развивающими и различными отклонениями в развитии) было и остается одной из перспективных психолого- педагогических проблем.
Успех речевой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от точности и правильности понимания значения того или иного слова, от возможности его выбора и включения в требуемый контекст.
На начальном этапе развития речи вопросы усвоения лексической структуры речи изучаются в лингвистике, психолингвистике, психологии, педагогике Р.И. Лалаевой, С.В. Плотниковой, Н.А. Рыбникова, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин, И.А. Чистович, С.Н. Шаховской и др.
Лингвисты и преподаватели, такие как М. С. Соловейчик, А. А. Леонтьев, Львов М. Р., Т. А. Ладыженская, Жинкин Н. И., С. Л. Рубинштейн и др. занимались изучением проблем развития речи, в том числе и словаря.
Согласно статистике, уровень распространенности составля
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
1.1. Понятие и формирование лексического строя речи в онтогенезе
1.2. Характеристика лексического строя у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
1.3. Обзор методик формирования лексического строя речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Глава II. Экспериментальная работа по формированию лексического строя речи у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
2.1. Организация и методики исследования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
2.2. Программа по формированию лексического строя речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
2.3. Анализ результатов констатирующего контрольного эксперимента.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Список литературы
1. Альвин Дж, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2006. - 208 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: Астрель, 2006. - 222 с.
3. Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи. - М. Теревинф, 1997. - 338 с.
4. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
5. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. - М.: Академический проект: Традиция, 2004. -784 с.
6. Богдашина О.А. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк: ООО Лебедь, 1999. - 166 с.
7. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. 3 -е изд. М.: Теревинф, 2013. - 280 с.
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2000. - 64 с.
9. Брак Удо Б. Ранняя диагностика и коррекция, том 2. Нарушения поведения. - М.: Академия, 2007. -304 с.
10. Венгер А. Л., Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие.- М.: Академия, 2002. - 312 с.
11. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
12. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М: Владос, 2002. - 272 с.
13. Волкова Г. А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:
учебно - методическое пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 144 с.
14. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
16. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. - М.: Владос, 2005. - 144 с.
17. Дек
Он описал поведение ребенка, который научился говорить «да», когда его отец сказал, что мальчика посадит себе на плечи, если он скажет «да», и это слово означало, что он хотел покататься на плечах своего отца. Другой ребенок поправляет отца, говорящего о картине, висящей на стене, указывая на то, что картина висит рядом со стеной и т. д. Он пришел к выводу, что аутичным детям трудно и почти невозможно использовать значения слов, отличные от их исходных ясных значений.
Семантические языковые проблемы у аутичных детей ошибочно связывают только с умственными трудностями. Влияние эмоциональной сферы на смысловое развитие речи у детей с аутизмом проявляется в речевой автономии. Как правило, это короткий этап развития языка, для которого характерно употребление слов (часто искаженных) в значении, не соответствующем смыслу взрослой речи. Одно и то