Русские пословицы о воспитании и их изучение в школе
ВВЕДЕНИЕ
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что воспитание подрастающего поколения является одной из основных проблем современного общества. В младшем и среднем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом возрасте во многом зависит будущее растущей личности.
С появлением воспитания по настоящее время русский народ накопил огромный опыт воспитания и выработал свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности, т. е. у народа сложилась определенная система воспитания детей. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой. Академик Г.Н. Вол
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ .8
1.1. Пословицы как хранилище национальной культуры .8
1.2. Роль пословиц в воспитании обучающихся в школе и в формировании у них духовных ценностей .16
Выводы по первой главе………………………………………………………...25
ГЛАВА 2. РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………......28
2.1. Русские пословицы о воспитании: семантика, компонентный состав .28
2.2. Методические рекомендации по использованию русских пословиц на уроках русского языка и во внеклассной работе………………………………41
Выводы по второй главе………………..……………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ………………………………………………64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. Фразеология и паремиология: учебное пособие. – М.: Флинта Наука, 2009. – 343 с.
Аникин В.П. Русское народное творчество. – М.: Высшая школа, 2004.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: 1957. – 250 с.
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.: 1988. – 200 с.
Баско Н.В. Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 232 с.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 17-24.
Буслаев Ф.И. Из исторических очерков русской народной словесности и искусства. М., – 1861. – 80 с.
Буслаев Ф.И. Русский быт и духовная культура – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 999 с.
Буслаев Ф.И. Русский быт и пословицы // Исторические очерки. – СПб, 1861. Т. 1. Русская народная поэзия.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. Высшая школа. М., 1983. – 103 с.
Гоголь Н.В. В чём же наконец существо русской поэзии и в чём её особенность // Собр. соч. в 14 томах, т. VIII. М. – Л.: 1952. – 369 с.
Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. – М.: 1953. – 183 с.
Голайденко Л.Н., Баширова Э.Р. Воспитательный потенциал русских пословиц и поговорок о семье // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 3. – С. 12-24.
Горонина А.Ф. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся, как одно из направлений внедрения ФГОС. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.videouroki.net/razrabotki/stat-ia-dukhovno-nravstviennoie-razvitiie-ivospitaniie-lichnosti-obuchaiushchik.html (дата обращения 12.02.2019).
Гуревич П.С. Культурология. – М.: 2021. – 253 с.
Д
Представление человека о религии, вере, толерантное отношение к религиозным взглядам других людей (наций).
Эстетический вкус.
«Эстетические ценности – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства» [9].
Эстетическое культура включает в себя художественное искусство, а также и проявление в человеческой жизни таких повседневных понятий, как нравственный выбор, красота, смысл жизни, драматизм и т.д.
Понятие добра и зла.
Антонимичные моральные ценности, где добро относится к положительным качествам, а зло к отрицательным. Добро ассоциируется с такими понятиями, как милосердие, счастье, справедливость, взаимопомощь и т.д.
Учителю поручена очень ответственная работа – это воспитание нравственного человека, который любит свою Родину, относится к людям и к братья нашим меньшим с уважением и милосердием, отвечает за