Развитие ценностных ориентаций обучающихся 5-7 классов с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В современном мире ценностные ориентации человека играют решающую роль в его самоопределении. Это продиктовано проблемой формирования ценностных ориентаций у подростков.
Дети часто не могут обратиться за помощью к родителям в выборе профессии, так как имеют выраженную проблему с устной речью, с пониманием русского языка, а также не владеют информацией об ограничениях профессионального выбора для глухих и слабослышащих. Ценностное самоопределение у современных подростков осуществляется в условиях, когда их сознание особенно уязвимо из-за недостаточного жизненного опыта и, следовательно, представления о ценностях.
В то же время слышащие родители гиперопекают, предпринимают действия, делают выбор за своих детей, иногда они могут не слышать стремления своего ребенка к дальнейшему образованию, направляя его в ближайшие учебные заведения, чтобы держать его поближе к семье. Из-за чрезмерной родительской заботы дети с нарушениями слуха длительное время находятся
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психолого-педагогической лите-ратуре……………………………………………………………………………....5
1.2. Особенности формирования сферы ценностных ориентаций у подростков с нарушением слуха…………………………………………..………………7
1.3. Влияние образовательной организации на формирование ценностных ориентаций подростков с нарушением слуха…………….………………….10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1. Исследование ценностных ориентаций у обучающихся с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования……………….18
2.3. Система педагогической работы по развитию ценностных ориентаций у подростков с нарушением слуха……………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ-КОВ……………........................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. 17 занятий по повышению самооценки у подростков [Электронный ресурс]. - URL: https://mentalar.ru/17-zanyatij-po-povysheniyu-samoocenki-u-podrostkov/. (дата обращения 20.12.2022г.)
2. Авдонина, В.И. Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориен-таций при профессиональном самоопределении подростка /В.И. Авдонина, Т.А. Тихонина //Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 3. – С. 59-60. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24718276. (дата обращения 13.12.2021г.)
3. Акинина, Е.Б. Психология личности студента - инвалида по слуху /Е.Б. Акинина //Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2011. – № 11(30). – С. 340-345. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18793504. (дата обращения 13.12.2021г.)
4. Акинина, Е.Б. Самоотношение как ведущий психолого-акмеологический компонент в структуре личности глухих и слабослышащих студентов. /Е.Б. Акинина //Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 103-107. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23883718. (дата обращения 13.12.2021г.)
5. Алексеевских, Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях клубной работы: специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. /Алексеевских Дмитрий Юрьевич. – Москва, 2004. – 21 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003249665. (дата обращения 13.12.2021г.)
6. Арендачук, И.В. Взаимосвязь нравственного самоопределения и цен-ностных ориентаций личности. /И.В. Арендачук //Актуальные проблемы гу-манитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 49-52. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25861404. (дата обращения 13.12.2021г.)
7. Балашов, Д.Е. Методологические аспекты исследования проблем социализации глухих. /Д.Е. Балашов //Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6. – С. 337-344. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15285747. (дата обращения 13.12.2021г.)
8. Бахарева Я.А., Агавелян О.К. Формирование смысложизненных ориентаций у лиц с нарушенным слухом. //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №02. - С. 34-39. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/4/2020/№02/fb82ca91-9130-415b-927d-d54206e3972a. (дата обращения 13.12.2021г.).
9. Беленко, О.Г. Изучение содержания ценностно-смысловых ориентаций современных подростков. /О.Г. Беленко, Г.А. Жакпарова, А.Г. Искакова //Актуальные вопросы образования и науки. – 2021. – № 2(72). – С. 100-103. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47253418/. (дата обращения 13.12.2021г.)
10. Булах, И.П. Психологические аспекты обретения личностных смыслов неслышащими студентами. /И.П. Булах //Педагогика и психология: теория и практика. – 2018. – № 2(10). –
Введение образовательных стандартов нового поколения требует серьёзного пересматривать обязанности психолога. Психолог, который включён в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может помогать выстраивать образовательный процесс с учётом личности учащихся. Деятельность психолога в этих условиях предполагает непосредственную работу с детьми и их родителями, осмысление психологической сути предстоящих изменений, оказание помощи педагогам при внедрении стандартов нового поколения, участие в экспертизе и проектировании образовательной среды, разработке программы, максимально способствующей достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Содержательно иной становится просветительская, диагностическая, развивающая, кор-рекционная и профилактическая деятельность психолога.
Педагог-психолог современной школы должен понимать свою роль в решении актуальных задач системы образования, представлять основные направления своей деятельности, владеть соответствующим арсеналом средств и методов работы.
В школе существует разные основные направления психологические сопровождения деятельности психолога:
● Психологическое сопровождение учебно