Изучение особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
Правильная и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
В настоящее время проблемой логопедической работы становится увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы, в том числе нарушение словообразования [11, с. 12-25]. Словообразование (вместе со словоизменением) является мощнейшим стимулом, основной «пружиной» разви
Содержание
Введение
1 Теоретические основы проблемы формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Словообразование как раздел языкознания
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности навыков словообразования у детей с ОНР
2.2 Организация коррекционно-педагогической работы по формированию навыков словообразования у детей с ОНР
Заключение
Список использованных источников
Список используемой литературы
1. Быкова, Н.М. Игры и упражнения для развития речи [Текст] / Н. М. Быкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 156 с. - ISBN 978-5-89814-592-7. - Текст : непосредственный.
2. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина. - Текст : непосредственный // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду : программа и методические рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 58 с. - ISBN 978-5-86775-333-7. - Текст : непосредственный.
4. Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи / И.А. Глистина - Текст : непосредственный // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5. - С. 30-36.
5. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.Б. Филичева. - Москва: Эксмо, 2011. - 288 с. - ISBN 978-5-699-48294-8. - Текст : непосредственный.
6. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. - Москва: Наука, 2009. - 323 с. - ISBN 978-5-89349-634-5. - Текст : непосредственный.
7. Ибатова, Г.Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / Г.Б. Ибатова - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 102-106.
8. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р.А. Кирьянова. - Санкт-Петербург: Каро, 2002. - 368 с. - ISBN 5-89815-112-5. - Текст : непосредственный.
9. Климонтович, Е.Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е.Ю. Климонтович - Текст : непосредственный // Школа здоровья. - 2008. - № 1. - С. 43-46.
10. Лалаева, Р.И.Коррекция общего н
По мнению Земской Е.А. , смешанные способы — способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить - орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).
Случаи типа «бежать - бег», одни ученые рассматривают как бессуффиксный способ словообразования, другие же относят к суффиксальному способу. Суффикс здесь, как уже было сказано, нулевой: бег - бежа-ть .
Согласно следующей классификации, все способы словообразования можно разделить на две группы – морфологические и неморфологичесие (Кубрякова Е.С. ). К морфологическим способам словообразования относятся аффиксация и сложение. В аффиксации выделяются суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный