Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы
Введение
Актуальность темы работы определяется современной ситуацией в Китае, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентации, обращением к общечеловеческим и национальным традициям. Проблема соотношения духовности, культуры и образования актуализируется в периоды смены жизненных укладов и постулатов в обществе. Именно образование, благодаря своей массовости и системности «переводит» ценности мировой культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания, таким образом оказывая влияние на процессы, происходящие в духовной, культурной, экономической и политической жизни страны.
Конец XX — начало XXI веков — эпоха интенсивного сближения китайской и российской цивилизаций. Возникают и множатся контакты в политико-экономической, образовательной и культурной сферах, что подтверждается объявлением 2006 года «Годом России в Китае» и 2007 года «Годом Китая в России», 2013 года «Годом российского туризма в Китае», 2013 года «Годом кита
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Формирование фортепианной культуры в Китае 8
1.1. Древний Китай: философия музыки и музыка философии 8
1.2. Первое появление фортепиано в Китае 11
Глава 2. Китайское фортепианное искусство первой половины XX века в его взаимосвязях с русской фортепианной школой 13
2.1. "Восточная Москва" - Харбин 13
2.2. Деятельность русских пианистов в других городах Китая 14
2.3. Патриарх преподавания игры на фортепиано в Китае-Борис Захаров 14
2.4. Незабываемый музыкант - Александр Черепнин. 18
Глава 3. Влияние российской фортепианной культуры на эволюцию китайского фортепианного искусства второй половины XX — начала XXI веков 20
3.1. Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства Нового Китая (1949 - 1966) 20
3.2. Связи с российской фортепианной культурой после начала периода реформ и открытости 24
3.3. Современная ситуация в китайском пианизме: проблемы и задачи. Уроки российского пианизма 28
Заключение 34
Список литературы 35
Список литературы
1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учебник для музыкальных вузов. М. 1988. 415с.
2. Бао Хуйцяо. Бао Хуйцяо слушает своих коллег по профессии Записи бесед с китайскими и иностранными пианистами. Первый выпуск. Пекин, Чжунго вэнь лянь, 2002. 421с.
3. Баренбойм Л.А. IIa уроках Антона Рубинштейна. М. музыка, 1964. 100с.
4. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. Ленинград, Музыка, 1982. 62с.
5. Бердяев H.A. Русская мысль. Пекин, Жизнь, учеба, Новые знания, 1995. 265с.
6. Богданов-Березовский В. М. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967. 487 с.
7. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. перев. Бянь Шаньи. Пекин, народная музыка, 1996. 181с.
8. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае. Пекин, Жизнь, учеба, новые знания, Саньлэньшудянь, 1993. 180с.
9. Воротной М.В. сост. Фортепианное искусства, история и современность. проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. СПБ, РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 152с.
10. Гаккель Л.Г. Фортепианная музыка XX века: очерки. Л., 1990. 287с.
11. Глазунова А.Г., Николаева А. И., Воронова Т. Н. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное
В нем в основном преподавалась западная техника игры на музыкальных инструментах и теория музыки. На первых порах после открытия ректор Сяо Юмэй столкнулся с рядом невиданных трудностей, особенно с нехваткой денег, но он по-прежнему привлекал квалифицированный преподавательский состав и считал это своей главной задачей. Его основным принципом было: приглашать только хороших преподавателей, и ни в коем случае не брать неподходящих людей. В октябре 1929 года по рекомендации итальянского скрипача Фухуа (1900-1981), который был первой скрипкой в симфоническом муниципальном оркестре Шанхая, а впоследствии был профессором по классу скрипки в Консерватории, Сяо Юмэй пригласил русского пианиста Бориса Захарова (1888-1941) в качестве профессора и руководителя фортепианного отделения с жалованием, равным жалованью ректора. Каждый месяц он получал 400 юаней.
Приход в школу Захарова оказал далеко идущее и глубокое влияние на развитие фортепианного искусства в Китае.
1. Из биогра