Изучение особенностей формирования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу на тему: "Изучение особенностей формирования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи". В которой изучены особенности усвоения навыков звукового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня. Определены принципы, организацию и содержание логопедической работы по обучению навыкам звукового анализа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
20.09.2025
Объем файла
222 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы статистика успеваемости по основным предметам общеобразовательной программы указывает на устойчивый рост количества детей, испытывающих трудности при освоении программы по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Большинство младших школьников испытывают трудности при овладении навыком грамотной письменной речи, допуская специфические ошибки на письме и в процессе чтения.
Исследователи, занимающиеся данным вопросом (Е.Ф. Архипова, Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Г.А. Фомичева, Т.А. Фотекова, А.В. Ястребова и др.), значительную роль в возникновении подобных трудностей у младших школьников связывают с несформированностью навыка звукового анализа. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Некомпенсированное общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте вызывает в 100 % случаев возникновение трудностей у будущих школьников при овладении навыками письма и чтения.
Звуковой анализ естественным способом на основан

СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы проблемы формирования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Закономерности становления навыков звукового анализа у детей в норме…………………………………………………………………………….…7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи ………………….11
1.3. Особенности формирования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи ………………….16
Выводы по главе 1………………………………………………………..21
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности навыков звукового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………..22
2.2. Организация коррекционно-педагогической работы по формированию навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи ……………………….….27
Выводы по главе 2…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………...….41

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. – М.: СФЕРА, 2007. – 117 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 123 с.

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2004. – 342 с.

4. Брюховских, Л. А. Некоторые подходы к разработке алгоритма  комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического  сопровождения школьников с речевой патологии на этапе становления инклюзивного образования [Текст] / Л. А. Брюховских. – М.: Школьный логопед, 2014.- №-4. – 215 с.

5. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И. Т.  Власенко, Г. В. Чиркина. – М.: Педагогика, 2006. – 111 с.

6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Б. М. Гриншпун, Г. В. Чиркина, Е. В. Лаврова, Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, М. К. Бурлакова, Л. Г. Парамонова, Т. Б. Филичева, Л. И. Белякова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 56 с.

7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

8. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М. – Л.: Гос. Учеб.-пед. Изд-во, 1934. – 324 с.

9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] 1 часть / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1979. – 415 с.

10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: собрание сочинений [Текст] 2 часть / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно–логопедическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2008. — 128 с.

12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 156 с. 

13. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Сфера, 2007 – 34 с.

14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 69 с.

15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая. М.: Начальная школа, 2001 № 11. - С. 41-46

16. Жукова, Н. С. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. – М.: ИЦ «Академия»2003. – 67 с. 

17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: Астрель, 2010. – 98 с.

18. Зееман, М. Растройство речи в детском возрасте [Текст] / Перевод с чешского / М. Зееман; под ред. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского. – М.: Высшая школа 2002. – 76 с.

19. Иванова, А. Я. Принципы психологических 

Особенности грамматического оформления речи у детей выявляются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (например: в зоопарке кормили лисов, собаков), сложных предлогов; Нарушение согласования прилагательных с существительными.
Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» (чтобы не ходил далеко);
замена союзов: «я побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок);
инверсия: «наконец, все увидели долго искали, которого котенка; (увидели котенка, которого долго искали).
Следующей отличительной особенностью детей 4-ого уровня является своеобразие их связной речи:
в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, по