Основные модели и факторы внутрикорпоративной коммуникации в российском бизнесе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и социальная значимость исследуемой проблемы. Для стабильной работы компании необходимо формировать устойчивые внутрикорпоративные коммуникации. Хорошие отношения в коллективе настраивают сотрудников на плодотворную и положительную деятельность, формируют благоприятный климат, содействуют единению коллектива и, тем самым, укрепляют компанию изнутри, что, в свою очередь, повышает эффективность ведения бизнеса.
Базовым фактором успеха организации являются налаженные вертикальные и горизонтальные внутренние коммуникации. Внутрикорпоративные коммуникации, как важный аспект кадровой политики организации, позволяют регулировать и контролировать межличностные и межгрупповые взаимодействия, делая их комфортными и эффективными как для сотрудников, так и для компании в целом.
Внутрикорпоративные связи занимают важное место в работе РR-функций, оказывают непосредственное влияние на достижение целей компании и распространяют внутреннюю ситуацию организации во внешнюю среду. В современном понимании внутренний РR – это мероприятия, принципы которых сходны с внешним, но направлен он на построение эффективных внутренних отношений между сотрудниками и на развитие корпоративной культуры компании.
Создание эффективной системы внутриорганизационного вопроса тесно связано с культурой компании,
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ 8
1.1 Основные социологические подходы к анализу внутрикорпоративной коммуникации 8
1.2 Методология и техника социологического исследования моделей внутрикорпоративной коммуникации в российском бизнесе 14
Выводы по первой главе 22
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ И ФАКТОРОВ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ 23
2.1 Основные модели внутрикорпоративной коммуникации в российской бизнес-среде (по результатам вторичного анализа данных) 23
2.2 Экспертная оценка факторов внутрикорпоративной коммуникации в российском бизнесе (по результатам глубинного интервью) 38
2.3 Виртуальные тренды внутрикорпоративной коммуникации российского бизнеса (по результатам визуального анализа) 43
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЯ 61
Приложения 64
Приложение 1 64
Приложение 2 65
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авджян, А. Г. Управление человеческими ресурсами / А. Г. Авджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50238/ (дата обращения: 24.10.2022).
2. Азарова, Е. Д. Совершенствование использования внутренних коммуникаций (на примере ООО «Публичные коммуникации») / Е. Д. Азарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 209-218. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55858/ (дата обращения: 20.10.2022).
3. Ансарова, К.О. Корпоративный портал как инструмент в сфере управления персоналом / К.О. Ансарова // Гуманитарный акцент. - 2018.- № 3. - С. 55-59.
4. Антонникова, Д. А. О роли коммуникативной функции в управлении / Д. А. Антонникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42031/ (дата обращения: 24.10.2022).
5. Баязитова, Т. И. Корпоративная культура как инструмент успешного управления организацией и персоналом / Т. И. Баязитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 291-292. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33963/ (дата обращения: 24.10.2022).
6. Бобылева М.В. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом организации // Интерактивная наука. – 2019. – № 4 (38). – С. 34-35. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/485770/discussion_platform (дата обращения: 20.10.2022).
7. Болдырева Н.В. Роль и значение внутренних коммуникаций в условиях современного бизнеса // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/53ECVN118.pdf (доступ свободный)
8. Волкова И. Адаптация персонала как способ формирования кадровой политики организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №1. - С. 1-5.
9. Володина, Н.В. Адаптация персонала : российский опыт построения комплексной системы / Наталья Володина. - Москва : Эксмо, 2009. - 238 с.
10. Галстян, А.С. Коммуникации в управлении организацией / А.С. Галстян // В книге: Стратегии социально-экономического развития 75 северного региона Крыма до 2020 годаМатериалы I Всероссийской научно-практической конференции: Электронный ресурс. - 2017. - С. 13-16.
11. Горунович, А.Н. Внутренние коммуникации промышленных предприятий как предмет социалогического исследования / А.Н. Горунович, И.И. Лейман // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. - 2018. - № 18. - С. 175- 180.
12. Данцева, Д. С. Современные методы управления персоналом организации / Д. С. Данцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45845/ (дата обращения: 24.10.2022).
13. Дятлова, В.И. Формирование системы внутренних коммуникаций / В.И. Дятлова // В книге: Гагаринские чтения - 2018 Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодѐжной научной конференции. - 2018. - С. 108-109
14. Забайкин Ю.В., Красавина Е.В., Харламов М.Ф. Особенности формирования лояльности сотрудников организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 6А. С. 110-118. URL: 12-zabaikin.pdf (publishing-vak.ru)
15. Иванова Н.Е. Лояльность персонала как феномен // Научный вестник ЮИМ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/loyalnost-personala-kak-fenomen (дата обращения: 24.10.2022).
16. Избирян, Л.В. Внутренние коммуникации
Далее мы обсудили с респондентами, что они думают о новых каналах общения между работниками и руководством, которые появились в период пандемии. Больше всего речь шла о видеосвязи, которая стала широко применяться в тот период. Что касается ZOOM-конференции, респонденты рассказали, что данный канал внутрикорпоративной коммуникации стал широко использоваться в период пандемии короновируса и стал использоваться в практике взаимодействия между сотрудниками и руководством после окончания карантина.
«До пандемии общие собрания были частой практикой, но после карантина их в большом количестве случаев заменили на ZOOM-конференции и созвоны посредством других программ» - Надежда, руководитель консалтингового агентства.
Также в ходе беседы респондентам был задан вопрос «Какие каналы общения между сотрудниками и руководством вы бы добавили, а какие убрали бы?».
«Если честно, хотелось бы вернуть больше живого общения между руководством и работниками» - Ирина, директор рекламной фирмы.
«Многим коллегам хотелось бы, чтобы сократили количество видео-созвонов и особенно количество рабочих чатов» - Александр, директор проекта филиала строительной компании по строительству АЭС.
Далее мы исследовали социально-экономические факторы. Респондентам был задан вопрос «Каков уровень текучести