Сценарии решения задач по планиметрии ЕГЭ профильного уровня

Скачать дипломную работу на тему: "Сценарии решения задач по планиметрии ЕГЭ профильного уровня". В которой разработан элективный курс для подготовки учащихся к решению планиметрических задач по геометрии в рамках ЕГЭ по математике профильного уровня. Проведена апробация разработанного элективного курса.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2025
Объем файла
829 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2009 года является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников XI (XII) классов школ Российской Федерации, а также формой вступительных испытаний в вузы в Российской Федерации.
ЕГЭ по математике – серьѐзное испытание в жизни каждого выпускника школы. С педагогической точки зрения тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости. Теоретически тесты успеваемости подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. По тестам скорости у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы. По тестам мощности у каждого такая возможность есть, но только возможность, поскольку в таком тесте всегда содержатся заведомо трудные задания, обычно непосильные для большинства испытуемых.
В тестах ЕГЭ по математике соединены оба направления. Опыт показывает, что реально за отведѐнное время и в жѐстких условиях атмосферы ЕГЭ ответить полностью правильно на все вопросы не может большинство учителей математики. Т

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы для решения геометрических задач в рамках ЕГЭ по математике профильного уровня 6

1.1. Анализ и спецификация ЕГЭ по математике профильного уровня 6

1.2. Анализ школьных учебников 13

1.3. Теоретические основы для решения задач по планиметрии 17

Вывод к главе 1 28

Глава 2. Методические разработки для подготовки учащихся к решению планиметрических задач по геометрии в рамках ЕГЭ по математике профильного уровня 29

2.1. План-конспекты уроков по решению планиметрических задач для подготовки к ЕГЭ в 11 классе 29

2.2. Разработка элективного курса «Практикум решения планиметрических задач по геометрии» 47

2.3. Апробация 58

Вывод к главе 2 59

Заключение 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Приложение 1 66

Контрольно-измерительные материалы 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.  

2. Атанасян, Л.С. Математика: алгебра и начала анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с. 

3. Александров, А.Д. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень [Текст] / А. Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2013. – 270 с. 

4. Александров, А.Д. Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень [Текст] / А. Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2013. – 273 с. 

5. Гордин, Р.К. ЕГЭ 2022. Математика. Решение задачи С4: учебно-методичское пособие. [Текст] / Р.К. Гордин. – 3-е изд. доп. – М.: МЦНМО, 2022. – 448 с. 

6. Далингер, В.А. Результаты и анализ причин ошибок в решении геометрических задач Единого Государственного Экзамена по математике: [Текст] [Международный журнал экспериментального образования] //. 2015. 

№3. С. 401-403. 

7. Изменения, которые вносятся в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего, общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. №1400: приказ Минобрнауки РФ от 16 января 2015 г. №9 

8. Киселев, С.Г. ЕГЭ и анализ качества обучения математике: [Текст] / С.Г. Киселев, Л.М. Нуриева – Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. — № 6. — С. 11-24. 

9. Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена [Текст] / Введ. 10.11.2022. – ФИПИ, 2022. – 6с. 

10. Нейман, Ю.М. Математика. ЕГЭ.: Учебно-справочные материалы. [Текст] / Ю.М. Нейман, Т.М. Королѐва, Е.Г. Маркарян — М.; СПб.: Просвещение, 2022 – 287 с. 

11. Павлова, Т.А. К вопросу о подготовке к ЕГЭ по математике [Текст] / Т.А. Павлова, М.Н. Уварова // сборник трудов конференции / Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина. – Орел : ОГАУ им. Н.В. Парахина, 2022. – С. 86-89. 

12. Потоскуев, Е.В. ЕГЭ. Математика. Задания 14, 16. Опорные задачи по геометрии. Планиметрия. Стереометрия: [Текст] / Е.В. Потоскуев. – М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 223 с. (Серия «ЕГЭ. Высший балл») 

13. Прокофьев, А.А. Математика. Подготовка к ЕГЭ: решение планиметрических задач (С4).: учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Прокофьев, А.Г. Корянов – Ростов

В задании 3 проверялось умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, знание геометрических фактов и понятий и умение вычислять длину отрезка на клетчатой бумаге. С этой задачей справились около 88% участников экзамена. Типичные ошибки в основном связаны с невнимательным чтением условия задания [6, 24]. 
В задании 6 проверялось умение выполнять действия с геометрическими фигурами – на применение свойств описанного четырехугольника – выполнялось менее успешно – около 65%. Типичные ошибки связаны в первую очередь с невнимательным чтением (не пониманием) математической записи угла и неверным чтением чертежа. 
В задание 8 проверялось умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами – на соотношение нахождение объемов конуса и цилиндра с равными радиусами основания и высотами и применение формулы боковой поверхности конуса. Для участников это задание оказалось сложным – процент выполнения – около 57%. Задание важное, показательное, так как оно проверяет сформированность пространственных представлений и знание соотношений между величинами пространственных фигур. Более половины выпускников продемонстрировали их отсутствие. Разумеется, при отсутствии базовых пространственных представлений и знаний соотношений сложно ожидать высокого процента выполнения сте