Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Введение
Процесс развития речи представляет собой овладение ребенком языка и его основных функций. Процесс формирования речевых навыков детей дошкольного возраста происходит через восприятие и понимание речи взрослых, развитие собственных речевых способностей, использование навыка речи для коммуникаций, познания и саморегуляции. Развитие речи происходит на основе уже развитых психических функций, становясь базой для развития других высших психических функций. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, эмоции. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Предпосылкой развития речи является правильное созревание и работа головного мозга ребенка, где пожизненно формируется сложная мозговая локализация речевых процессов.
Вопросами развития речи детей дошкольного возраста занимались психологи Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловье
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие «связанная речь» и этапы ее формирования в дошкольном возрасте 5
1.2. Особенности детей с общим недоразвитием речи 9
Выводы по 1 главе 14
2.1. Проверка уровня сформированности связанной речи у старших дошкольников с ОНР 16
2.2. Практические задания, направленные на формирование связанной речи 17
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
Список литературы
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников/ М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2018. – 186 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. – М: Просвещение, 2017. – 124 с.
3. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.
4. Бородин, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд./ А.М. Бородин – М.: Просвещение, 2014. – 155 с.
5. Веккер, Л. М. Психические процессы: Мышление и интеллект/ Л.М. Веккер. – М, 2016. – 215 с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А, Венгер. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
7. Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ./ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2018. – 336 с.
8. Волосовец, Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г./ Т.С. Волосовец. – М., 2015. – 124 с.
9. Гамезо, М.В. Атлас по психологии/ М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 276 с.
10. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры/ Ю. Ганичев // Дошкольное воспитание. - 2012 . – № 2. – С. 16.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной. – М. 2017. – 75 с.
12. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. – М.: Астрель, 2010. – 607 с.
13. Дубровина, И.В. Психология/ И.В. Дубровина. – М; Академия, 2013.– 386 с.
14. Дидактическая игра на уроке. Игру любят все // Школьные технологии. – 2018.– №5.– С. 26
15. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и детского сада / под ред. Т. Н. Доронова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 220 с.
16. Карелина А. А Психологические тесты/ А.А. Карелина – М: Владос, 2015. – 245 с.
17. Кларин, М. В Обучение как игра / М.В. Кларин// Школьные технологии.– 2004. – № 5. – С. 33
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
Для получения результата комплекс проводился в системе: психолог – дети, психолог – родители.
Первое направление предполагает систематичное проведение развивающих занятий с периодизацией 2 раза в неделю во второй половине дня (вторник и четверг – первая группа; среда и пятница – вторая группа). Реализация программы происходила в течение 2 месяцев (16 занятий). Каждое занятие содержит следующую структуру: организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть [1, с. 48].
Организационный момент предназначен для того, чтобы переключить внимание детей, помочь им сконцентрироваться на предстоящей деятельности, активизировать все мыслительные процессы. В водной части проводится упражнение на приветствие, знакомство (первое). Цель данной части занятия снять напряжение, настроить детей на позитивный лад, сплотить группу, стимулировать речь