Возможности эффективной организации психолого-педагогической коррекции агрессивности первоклассников в условиях образовательной организации
Введение
В 21 веке в научной литературе и в быту стал часто применяться термин «агрессия». Данное личностное проявление встречается у людей разной возрастной категории, вне зависимости от социального статуса. В последние десятилетия все чаще стал беспокоить вопрос детской агрессивности. Это связано с ростом совершенных преступлений детьми, жестокостью в средствах массовой информации и в субкультуре детей, а также с негативным опытом взаимодействия в семье. Факторами, порождающими детскую агрессивность, могут служить: экономическая ситуация в стране, педагогическая запущенность ребенка, психобиологические дефекты в развитии ребенка.
В последнее время проблема агрессивного поведения младших школьников приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, социологов, которые рассматривают способы ее решения в контексте коррекции и преодоления агрессивных проявлений в обществе, снижение уровня агрессивности.
Содержание
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты коррекции агрессивности 7
1.1 Агрессивность и ее особенности в младшем школьном возрасте 7
1.2 Коррекция агрессивности младших школьников 15
Вывод по I главе 22
Глава 2 Программа коррекции агрессивности первоклассников 24
2.1 Разработка программы психолого-педагогической коррекции агрессивности первоклассников 24
2.2 Апробация психолого-педагогической коррекции агрессивности первоклассников 43
Заключение 52
Литература 55
Литература
1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2018.– 184 с.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии.: М.: Маркет ДС, 2015. – 154 с.
3. Берковитц, Л. Агрессия.: СПб.: Речь, 2019. - 245 с.
4. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. – М.: МГППУ, 2018. – 76 с.
5. Волков, Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения / Б.С. Волков. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2018. - 132 c.
6. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2016. - 240 c.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.: М.: Педагогика, 2015. -465с.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
9. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - М.: Юридический центр, 2018. - 336 c.
10. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018. - 366 с.
11. Дубровина И.В. Психологическая служба школы.– М.: МПА, 2019. – 222 с.
12. Дудникова М.В. Формирование готовности будущего учителя к работе с подростками девиантного поведения // СПО.- 2009.- №3.- с.10.
13. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов //Прикладная психология. – 2019. – № 1
14. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): – М.: “Академия”, 2017. – 288 с.
15. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие / Змановская Елена Валерьевна. - М.: Питер, 2017. - 650 c.
16. Игумнов С.А., Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и учащихсяом возрасте. /Сборник научных трудов. -М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 2015. - с.42-46.
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 141-145.
18. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
19. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020. - 802 c.
20. Колесникова, Г.И. Девиантное поведение. Для студентов ВУЗов / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2019. - 117 c.
21. Колосова С.Л. Детская агрессия.: СПБ: Питер, издание первое, 2018. - 224 стр.
22. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведен
Охарактеризуем методы, типично применяемые при оказании психологической помощи агрессивным младшим школьником. К числу этих методов относятся:
Информирование ребенка. Осуществляется как по правовым, так и по психологическим вопросам. Рост информированности в правовой области позволяет подростку четче представлять себе социальную норму, сравнительную опасность тех или иных случаев девиантного поведения и степень ответственности за них. Информирование о психологических вопросах повышает общую психологическую грамотность, способствует самоконтролю и пониманию собственных психологическ