Педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования исследовательских навыков у учащихся начальной школы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит переход от репродуктивной модели образования к культуроориентированной. Причины этого перехода – в изменившейся культурной обстановке, которая обуславливает необходимость формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам. Мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность учащегося как способ формирования у него учебно-исследовательских навыков, как показатель культуры.
В связи с этим в Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан поставлены следующие задачи: развивать природной любознательности обучающихся, формировать научное понимание и видение целостной картины окружающего мира уже с ранних лет, а также закладывать основы исследовательских навыков, важных для любой отрасли знаний. В связи с этим в начальной школе введен новый для данного уровня образования учебный предмет – «Естествознание» (1-4 классы). Обучающиеся на данном предмете учатся наблюдать, план
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 8
1.1Теоретическое обоснование применения исследовательского подхода к обучению в современной школе 8
1.2 Педагогические условия формирования исследовательских навыков младших школьников 19
1.3 Дидактическая модель педагогических условий формирования у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения предмета «Естествознание» 31
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Диагностика сформированности исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста на предмете «Естествознание» 36
2.2 Апробация дидактической модели педагогических условий формирования исследовательских навыков у учащихся начальной школы на уроках естествознания 44
2.3 Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках естествознания 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложение А 77
Приложение Б 79
Приложение В 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования/ https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33329539#pos=1;-89 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.08.2020 г.)
2 Стратегия развития автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» до 2030 года/ https://www.nis.edu.kz/ru/about/str-doc/ 3 Таубаева, Ш.Т. Исследовательская культура учителя: от теории к практике : монография / Таубаева Шаркул; Казахский национальный университет им. аль-Фараби. - Алматы : Қазақ университеті, 2016. - 422, [1] c. : ил., табл. - Библиогр.: с. 385-422. - ISBN 978-601-04-2387-9.
4 Таубаева Ш.Т., Булатбаев А.А., Лактионова С.Н. Дидактическое прогнозирование технологий обучения - Вестник КазНМУ, №5(2) – 2013.
5 Алдамбергенова Г.Т., Шынтаева Р.Ж. Оқушылардың зерттеушілік құзыреттілігінің даму үдерісі/ Процесс развития исследовательской компетентности учащихся. Қазақ Ұлттық Қыздар Педагогикалық
Университетінің Хабаршысы. 2019;(4):184-190.
6 Асилбаева Ф.Б., Қарсыбаева Р.К. Бастауыш сынып оқушыларының зерттеушілік іс-әрекетін ҧйымдастырудың мҥмкіндіктері/ Возможности организации иссле-довательской деятельности младших школьников. Қазақ Ұлттық Қыздар Педагогикалық Университетінің Хабаршысы. 2019;(1):238-243.
7 Е.Д. Ли, А. Б. Ибашова, В.А. Кубиева, Н.Н. Ханина. Теория и методика преподавания естествознания в начальных классах для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения»: учебное пособие /– Костанай: КГПИ, 2017. – 116 с. ISBN 978-601-7839-91-8
8 Выготский, Л.С. (1987). Развитие высших психических функций в переходном возрасте, Собрание сочинений Л.С. Выготского (с. 83-150).
9 Обучение на основе запросов - https://ru.qaz.wiki/wiki/Inquirybased_learning
10 Обухов, А. С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе [Текст] / А. С. Обухов. – М. : НИИ школьных технологий, 2007.– 215 с.
11 Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М. : Просвещение, 2006. – 434 с. 12 Петрова, Э. А. Исследовательская деятельность учащихся» [Текст] / Э. А. Петрова. – Тамбов : ИПК РО, 2007
13 Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016. Воротникова А. И. 14 Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – Ереван: Луйс, 2007. – 93 с
15 Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. – М. :
Университет, 2000. – 336 с.
16 Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебнопознавательной деятельности // Сов. Педагогика. 1983. - № 11. - С. 46-51.
17 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
18 Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / И.А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. – М.: Академия, 2001. – 103с.
19 Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование:
Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 151 с.
20 Литовченко В.Н. Формирование исследовательских умений: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.Н. Литовченко. – Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. – Минск, 1990. – 18 с.]:
21 Левитес, Д.Г. Педагогические технологии [Текст] : учебник / Д. Г. Левитес ; Федеральное гос. бюджетное учреждение "Российская акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : табл.; 22 см. - (Высшее образование - Бакалавриат).; ISBN 978-5-16-011928-1 (print) : 500 экз. (1-100) 22 Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина// Современные методы физикоматематических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. - Т. 3. - 2006.
23 Типовая у
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что такие педагогические условия, как учет возрастных и индивидуальных особенностей, развитие мотивации к исследовательской деятельности и деятельность учителя по созданию творческой образовательной среды и обеспечению системного процесса формирования исследовательских умений учащихся, должны являться основой для создания дидактической модели формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы и как следствие, формирования исследовательской культуры учащихся.
1.3 Дидактическая модель педагогических условий формирования у младших школьников исследовательских навыков в процессе изучения предмета «Естествознание»
Анализ методических моделей методом экспертных оценок позволяет нам выделить характерные особенности