Развитие познавательного интереса младших школьников средствами проблемного обучения

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие познавательного интереса младших школьников средствами проблемного обучения". В которой раскрыты особенности понятия «интереса» и сущность проблемного обучения. Выявлены педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.09.2025
Объем файла
166 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Актуальность. Познавательный интерес является одним из важнейших условий достижения высокого качества образования. Благодаря наличию познавательного интереса у ребенка при обучении обеспечивается рост осознанного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. В связи с этим перед школой стоит важная задача: создать такие условия, при которых каждый школьник сможет стать активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи безусловно взаимосвязано с осуществлением индивидуального подхода к учащимся.
Проблема развития познавательного интереса младших школьников является одной из актуальных проблем в педагогической деятельности. В современных реалиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей-практиков, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и теоретиков - психологов и педагогов.
Формирование у школьников п

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса младших школьников средствами проблемного обучения…………..6

1.1. Подходы ученых к проблеме развития познавательных интересов младших школьников……………………………………….……..6 

1.2. Сущность проблемного обучения……………………………9

1.3. Средства проблемного обучения……………………………...22

Выводы по главе I……………………………………………………………28

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников средствами проблемного обучения……………..…..29

2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………...29

2.2. Педагогические условия, способствующие эффективности развития интереса младших школьников средствами проблемного обучения…………38

2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..42

Выводы по главе II………………………………………………………...46

Заключение…………………………………………………………...………47

Список использованной литературы…………………………………….…49

Список использованной литературы:
1. Аверкина Ю. С. Формирование в процессе обучения познавательной активности и познавательных интересов // Kant. 2018. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-vprotsesse-obucheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-i-poznavatelnyhinteresov (дата обращения: 16.08.2022).
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной.— М., «Просвещение», 2007. – 176 с.
3. Ахтариева Р. Ф. Дидактическое обоснование методов проблемного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskoe-obosnovaniemetodov-problemnogo-obucheniya (дата обращения: 16.08.2022).
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст]. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
5. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
6. Бойматова, О. Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших щкольников  // European research. 2021. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogointeresa-i-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 16.08.2022).
7. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
8. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст]: Учеб.пособие. Изд. 2–е, испр. и доп. –Калининград: Калинингр. ун-т, 1999. – 91.
9. Воронин, А. С. Словарь педагогических терминов по общей и социальной педагогике [Текст]. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. – 135 с.
10.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. – 672 с.
11.Газизова О.Н. Нетрадиционные формы воспитательной работы c молодёжью в образовательной организации. Научное отражение. 2017; 2 (6): 9 - 10.
12.Голицын, В. Б. Познавательная активность школьников [Текст]. –Изд. 2–е. – М.: Московский психолого – социальный институт, МОДЭК, 2010. –23 с.
13.Границкая, А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе; Просвещение - М., 2020. - 175 c.
14.Дядинчук, Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников [Текст]. //Молодой ученый. – 2014. – № 4(63). – С.954 – 956.
15.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического 

 

Психологами и педагогами интерес рассматривается в качестве бескорыстного и очень ценного мотива обучения.
Таким образом, психологи и педагоги стремились исследовать проблему привлекательности учебного труда. Вторая половина XX века ознаменовалась разработкой целостной теории познавательного интереса в педагогической науке.
С педагогической точки зрения познавательный интерес наиболее полно представлен в исследованиях Г.И.Щукиной. Галина Ивановна внесла огромный вклад в разработку теории познавательного интереса, так как данная проблема впервые была исследована ученым с точки зрения педагогики. Главной темой в исследованиях автора являлись вопросы о познавательном интересе. Г.И. Щукина описывала интерес, как осознанный значимый мотив, обладающий эмоциональной привлекательностью. В процессе внимания происходит проявление интереса, который выражает общую направленность человека, его восприятие, память, мышление и способствует активизации его деятельности. Также с точки зрения ученого под интересом следует понимать обращенную к определенной области знания избирательную направленность личности [62].
Г.И.Щукина выделила следующие ступени развития познавательного интереса:
1. Первая (элементарная) ступень характеризуется любопытством. Она обусловлена внешними, неожиданными и необычными обстоятельствами, которые привлекают внимание