Формирование самостоятельной речи у детей дошкольного возраста с заиканием посредством моделирования речевых ситуации
Введение
Актуальность исследования. Заикание - одна из древнейших проблем формирования человеческой речи. Заикание также является одним из самых проблемных и болезненных речевых расстройств для человека, потому что по причинам, которые непонятны и неподвластны контролю самого человека, нормальная речь проходит в самый необходимый момент для составления разговора с собеседником, вгоняя человека в беспомощное состояние перед окружающими.
С древних времен заикание привлекало внимание и поддавалось попыткам изучения. Итак, Гиппократ считал заикание заболеванием, которое развивается, если в мозге человека скапливается избыток жидкости. А Аристотель считал, что это следствие неполноценного состояния артикуляционного аппарата человека. Гален, Цельс, Авиценна выдвигали гипотезы о нарушениях в центральных или периферических отделах речевого аппарата.
На рубеже 19-го и 20-го веков заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферийного аппарата речи. Другие исследовател
Содержание
Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Теоретические основы преодоления заикания у детей дошкольного возраста ...................................................................................................................... 6
1.1. Развитие темпо-ритмической организации устной речи в онтогенезе...........6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста......................................................................................................................12
1.3.Комплексные системы преодоления заикания................................................15
Выводы по главе...................................................................................................... 29
Глава 2. Логопедическое обследование самостоятельной речи у детей дошкольного возраста с заиканием....................................................................... 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента … 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента .................................. 35
Выводы по главе...................................................................................................... 38
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по формированию самостоятельной речи заиканием посредством моделирования речевых ситуации ………………39
3.1. Содержание логопедической работы............................................................ .39
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента..........................................55
Выводы по главе.................................................................................................... .58
Заключение ............................................................................................................. 59
Список литературы ................................................................................................ 62
Приложение………………………………………………………………………..63
Список литературы
1. Андронова, Л. З. Коррекция интонационной стороны речи при заикании // журнал Дефектология. /Л.З.Андронова. –1988 г., №6. С 22-29.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. /Е.Ф.Архипова .– М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
4. Бабина Г.В., Идес, Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией. /Г.В. Бабина. - М., 1989 г.
5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балобанова, Л.Г.Богданова. – С.-П., «Детство-пресс», 2001. – 240 c.
6. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. / М.М. Бахтин. – М.: Русские словари. /М.М. Бахтин. - 1996. – Т. 5. – 476 с
7. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. –287 с.
8. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия Заикание: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / под ред. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. - «Академия», 2003. - 208 с.
9. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. /А.И.Богомолова. – М.: СПб. Библиополис. – 2004. – 134 с.
10. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. /Е.А.Брызгуова. - М., 1972г
11. Величук, А.П. Методика развития речи в начальной школе. / А.П. Величук. – Л.: Просвещение, 1982. – 278 с.
12. Волкова Л.С. Логопедия. /Л.С.Волкова. – М.: Просвещение, 2005. – 147 c.
13. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003 г.
14. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
1
В дополнение к паузам появляются повторы слогов, слов или фраз – физиологические повторы. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начать говорить в любой из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузе между выдохом и вдохом. Часто перед началом произнесения или в паузах колебаний наблюдаются множественные неглубокие вдохи, которые можно рассматривать как дыхательные итерации. Иногда речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащенное дыхание, общее мышечное напряжение.
Речь ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У трехлетнего ребенка повышенная потребность в речевой деятельности. Он постоянно разговаривает, обращается к взрослому с вопросами, активно подключая взрослого к общению с самим собой. Любые, главным образом психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорной депривации могут не только изменить темп речевого развития (задержка речевого развития), но и привести к речевой патологии (заиканию).
Третья фаза гиперчувствительности наблюдается в 5-6 лет, когда нормально формируется контекстуальная речь, т.е. самостоятельное генерирование текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и значительно усложняется механизм перехода внутреннего оформления во внешнюю речь. Как в возрасте 3 лет Например, центральная нервная система детей в возрасте 5-6 лет испытывает