Обоснование процесса развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: "Обоснование процесса развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр". В которой проведена опытно-экспериментальная работа по влиянию дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольников возраста. Даны рекомендации по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.09.2025
Объем файла
174 Кб
Количество страниц
80
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Система образования ориентирована на обучение и воспитание детей в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) различных ступеней образования. В них, в том числе, отражена и необходимость всестороннего развития подрастающей личности.
Современное общество на сегодняшний день как никогда нуждается в разносторонних, эрудированных и любознательных людях, имеющих развитые интеллектуальные навыки, творческое воображение и мышление. Под последним в общем виде понимается способность мыслить шире, нестандартно, творчески, в разных направлениях, осуществляя поиск многообразных решений одной и той же задачи.
Наиболее благоприятным периодом для развития мышления, как и многих иных психических процессов, является период дошкольного детства – в частности, дети старшего дошкольного возраста, когда ребенок активно приобретает необходимые для предстоящего школьного обучения качества, навыки и у

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7

1.1. Сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях 7

1.2. Специфика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста 12

1.3. Потенциал дидактических игр в процессе развития мышления детей старшего дошкольного возраста 18

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО ВЛИЯНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА 28

2.1. Изучение уровней развития мышления детей старшего дошкольного возраста 28

2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 37

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 45

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 55

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 55

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 61

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЯ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 7-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 112 с.

2. Блехер, Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. – М.: Просвещение, 2015. – 300 с. 

3. Бурлакова, И.А. Развитие логического мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. –– С.33-37.

4. Бутенко, Н.В. Формирование мышления в процессе детского развития // Проблемы педагогики. – 2018. – № 5. – С. 33-49.

5. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. – М.: Наука, 2019. 203 с.

6. Вершинина, Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 4. – С. 59-63.

7. Воронина, Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 37-43.

8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. Т. 2. – М.: Педагогика, 2018. 68 с.

9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / под ред. А. И. Подольский. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 272-317.

10. Головин, С.Ю Словарь практического психолога. – М.: Харвест, 2018. 226 с.

11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 121 с.

12. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2013. – 176 c.

13. Демиденко, Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей // Проблемы педагогики. – 2020. – № 2. – С. 47-50.

14. Ермолаев, С.Д. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 368 c.

15. Забродоцкая, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 2. – С. 180-193.

16. Зак, А.З. Как определять различия в мышлении детей 6-10 лет. – М.: Модэк, 1999. – 144 с.

17. Зембатова, Л.Т. Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 121-124.

18. Кочеткова, Н.Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2013.-№30.–С. 181-186.

19. Мальцева, И.В. Логи

Анализируя ход проведения диагностики, хочется отметить следующее: очень высокий уровень развития мышления не выявлен ни у одного из детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим полагаем, что это связано с отведённым на выполнение задания временем, так как, для получения 10 баллов, соответствующие показателю «очень высокий уровень развития», детям следовало найти лишние предметы на картинках менее, чем за 1 мин., что оказалось для них непосильной задачей.
Испытуемые дети Тихомир К., Анита Ш., Илья Т., чьи показатели находятся на высоком уровне, достаточно:
– быстро понимали суть задания;
– заинтересованы в том, чтобы максимально точно его выполнить;
– верно определили лишние предметы на всех картинках за промежуток времени от 1 – 1,5 мин.;
– хорошо объяснил