Обоснование процесса развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Система образования ориентирована на обучение и воспитание детей в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) различных ступеней образования. В них, в том числе, отражена и необходимость всестороннего развития подрастающей личности.
Современное общество на сегодняшний день как никогда нуждается в разносторонних, эрудированных и любознательных людях, имеющих развитые интеллектуальные навыки, творческое воображение и мышление. Под последним в общем виде понимается способность мыслить шире, нестандартно, творчески, в разных направлениях, осуществляя поиск многообразных решений одной и той же задачи.
Наиболее благоприятным периодом для развития мышления, как и многих иных психических процессов, является период дошкольного детства – в частности, дети старшего дошкольного возраста, когда ребенок активно приобретает необходимые для предстоящего школьного обучения качества, навыки и у
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Специфика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Потенциал дидактических игр в процессе развития мышления детей старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО ВЛИЯНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА 28
2.1. Изучение уровней развития мышления детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 37
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 55
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 55
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 7-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 112 с.
2. Блехер, Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. – М.: Просвещение, 2015. – 300 с.
3. Бурлакова, И.А. Развитие логического мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. –– С.33-37.
4. Бутенко, Н.В. Формирование мышления в процессе детского развития // Проблемы педагогики. – 2018. – № 5. – С. 33-49.
5. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. – М.: Наука, 2019. 203 с.
6. Вершинина, Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 4. – С. 59-63.
7. Воронина, Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 37-43.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. Т. 2. – М.: Педагогика, 2018. 68 с.
9. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / под ред. А. И. Подольский. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 272-317.
10. Головин, С.Ю Словарь практического психолога. – М.: Харвест, 2018. 226 с.
11. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 121 с.
12. Давидчук, А.Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2013. – 176 c.
13. Демиденко, Л.В. Значение дидактических игр в развитии детей // Проблемы педагогики. – 2020. – № 2. – С. 47-50.
14. Ермолаев, С.Д. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 368 c.
15. Забродоцкая, О.Д. Роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 2. – С. 180-193.
16. Зак, А.З. Как определять различия в мышлении детей 6-10 лет. – М.: Модэк, 1999. – 144 с.
17. Зембатова, Л.Т. Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 121-124.
18. Кочеткова, Н.Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2013.-№30.–С. 181-186.
19. Мальцева, И.В. Логи
Анализируя ход проведения диагностики, хочется отметить следующее: очень высокий уровень развития мышления не выявлен ни у одного из детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим полагаем, что это связано с отведённым на выполнение задания временем, так как, для получения 10 баллов, соответствующие показателю «очень высокий уровень развития», детям следовало найти лишние предметы на картинках менее, чем за 1 мин., что оказалось для них непосильной задачей.
Испытуемые дети Тихомир К., Анита Ш., Илья Т., чьи показатели находятся на высоком уровне, достаточно:
– быстро понимали суть задания;
– заинтересованы в том, чтобы максимально точно его выполнить;
– верно определили лишние предметы на всех картинках за промежуток времени от 1 – 1,5 мин.;
– хорошо объяснил