Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы будущей личности, формируются основы этики, формируются и укрепляются индивидуальные варианты исцеления себя и других. Одной из важных проблем отечественной психологии и педагогики является повышенная агрессивность дошкольников. Агрессивное поведение является одним из самых распространенных нарушений у дошкольников, так как является наиболее эффективным и быстрым способом достижения поставленной цели.
Агрессивное поведение у ребенка может существенно ограничивать или даже ограничивать его активность, а также вызывать тревожность и заниженную самооценку. При наличии агрессивного поведения у ребенка значительно снижается его способность к продуктивной деятельности, общению и взаимодействию с другими людьми. Такое поведение негативно влияет на развитие личности. Поэтому агрессивное поведение негативно как для общества, так и для самого ребенка.
По выводам педагогов, в их работе одной из самых современных и сложно ра
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Сущность, факторы и причины агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Виды и особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Методика профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2 Профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в опыте работы МАДОУ Детский сад № 1 26
2.1 Выявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ Детский сад № 1 26
2.2 Система мероприятий по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 30
Заключение 39
Библиографический список 46
Приложение А 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агрессия: понятие, подходы, диагностика: Учебно-методическое пособие/Сост.: Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. - Омск: Омск госуниверситет, 2017. - 40 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2017. – 224 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Речь, 2018. - 512 с.
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021. – 160 с.
5. Голоухова Г. Н. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. - М.: Поморский университет, 2019. - 127 с.
6. Детская психология: Учеб. пособие. /Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 2018. - 399 с.
7. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2019. –216 с.
8. Демко Е.В., Петьков В.А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей //URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let).
9. Змановская Е.В., Рыбникова В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
10. Иваненко М. А. Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у младших подростков: учеб.-метод. пособие / М. А. Иваненко,
Уровень проработки игры тоже средний, но содержание их игр часто бывает жестоким — все дерутся, мучают или убивают друг друга. Мучить других — детей или игрушки — доставляет им определенное удовольствие. Этот наиболее серьезный вариант детской агрессивности называется намеренно враждебным. В своих исследованиях автор С.Л. Колосова предлагает классификацию, которая отражает возрастную специфику проявлений детской агрессии, подразделив при этом детей на следующие категории [15]:
дети, которые склонны к проявлению вербальной агрессии. Таким детям типична постоянная тревожность, неуравновешенность, неуверенность в самих себе, сомнения, дети легко обидчивы; в связи с сензитивным складом любые раздражители быстро вызывают у них отрицательные эмоции;
дети, которые склонны к проявлению физической агрессии. Такие дети являются деятельными, активными, это хорошие лидеры, тем не менее, отличаются они плохим самоконтролем, недостаточной рассудительностью; не извлекают зачас