Развитие познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий
ВВЕДЕНИЕ
Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта второго поколения в корне меняет систему образования в России. Роль современной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвое
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………… ………………………………………………............ 3
1 Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников в педагогической науке………. 6
1.1 Развитие познавательной активности младших школьников в аспекте ФГОС начального общего образования…………. 6
1.2 Особенности развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста… 9
1.3 Психолого-педагогические аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе……………………………………………………………. 12
1.4 Информационно-коммуникативные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников ……………………….…………………………………………… 16
2 Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников средствами информационно-коммуникативных технологий ……… 32
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе эксперимента..... 32
2.2 Реализация комплекса средств информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной активности младших школьников …………………………….. 34
2.3. Динамика уровня развития познавательной активности младших школьников на контрольном этапе эксперимента… 42
Заключение………………………………………………………………… 43
Список использованных источников ……………………………………. 46
Приложение А............55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение,1968. – 139 с.
2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.
3. Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. – М., 1969. – 49 с.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М., 1972.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1996. – 496 с.
6. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класса школы) / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М., 1996.
7. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики / М.И. Волокишина // Начальная школа. – 1993. – № 5. – С. 15–18.
8. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2 класс (1–4 классы) / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 19–25.
9. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей на уроках математики. 3 класс (1–4 классы) / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. – 1992. – № 7–8. – С. 27–32.
10. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики/ С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. – 1990. – № 7. – С. 35– 1.
11. Воронов В.В. Педагогика школы в 2-х словах / В.В. Воронов. – М., 1999. – 139 с.
12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. – 356 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 584 с.
15. Гребенникова Н.Л. Опоры – перфокарты в обучении решению задач / Н.Л. Гребенникова // Начальная школа. – 1992. – №7–8. – С. 10.
14. Гребцова Н.И. Развитие творческого потенциала личности / Н.И. Гребцова // Начальная школа. – 1994. – № 11. – С.22–26.
15. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Мацинковской. – М., 2000.
16. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистерверг. – М., 1956. – 118 с.
17. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников / И.В. Дубровина. – М., 1975.
18. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. – М., 1961.
19. Жигалкина Т.К.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 9].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение