Оценка эффективности государственных программ
Введение
В большинстве стран мира основным инструментом качественного бюджетного планирования выступает программно-целевой метод, основанный на системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.
С 2012 г. вводятся государственные программы в практику государственного и муниципального управления. Государственные программы позволяют комплексно взглянуть на деятельность ведомств и определить роль ведомств и их стратегическую миссию в развитии территорий, а также связать стратегию территории, бюджет и программы ведомств.
В настоящее время ⅓ государственных программ являются неэффективными, и их реализация не приводит к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим актуальными становится оценка эффективности госпрограмм, которая позволяет выявить проблемы, возникающие при их реализации, и предложить направления и мероприятия по исправлению выявленных проблем.
В настоящее время в
Содержание
Введение 5
1.Теоретические и правовые основы оценки эффективности государственных программ 8
1.1. Понятие и виды государственных программ 8
1.2. Понятие «эффективность» и подходы к оценке эффективности государственных и муниципальных программ 10
1.3. Методика оценки эффективности реализации государственных программ России 18
2.Анализ эффективности государственных программ в России 21
2.1.Направления и виды государственных программ и оценка эффективности реализации государственных программ в России 21
2.2. Анализ показателей эффективности государственных программ субъектов ПФО и оценки эффективности муниципальных программ Кировской области 26
2.3. Проблемы формирования и исполнения региональных государственных программ 54
Заключение 59
Список использованных источников 61
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».
3. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ».
4. Постановление Правительства РФ от 17.07.2019 N 903 (ред. от 02.11.2021) «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ, внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ».
5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ» с изменением: от 20 ноября 2013 г. № 690 г. и от 16 сентября 2016 г. № 582.
6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ».
7. Александрова О.Г. Роль программно-целевого планирования в реализации стратегии социально-экономического развития региона // Вестник Чувашского университета.- 2010.- N 1.- С. 311 - 315.
8. Александрова О.Г., Гринина Е.С. Методика формирования расчетных показателей программной модели управления общественными финансами региона // Вестник Чувашского университета.- 2014.- N 1.- С. 206 - 214.
9. Аркадьева О.Г. Оценка эффективности реализации государственных программ: методические аспекты формирования отчетности // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17. - № 1 (472). - С. 184-200.
10. Аркадьева О.Г. Оценка эффективности реализации государственных программ: методические аспекты формирования отчетности // Международный бухгалтерский учет. -2019.- N 6. -С. 663 - 677.
11. Асеева М.А., Глеба О.В., Хамикоев В.А. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 10-2 (87-2). - С. 133-138.
12. Афанасьев Р.С., Голованова Н.В. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. -2016. -N 1. -С. 61 - 69.
13. Барулин С. В., Кусмарцева В. С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ // Финансы.-2010. - № 5. - С. 22-27.
14. Беленчук А. А., Ерошкина Л. А. Про¬граммный бюджет: лучшая практика // Финан¬совый журнал. - 2011. - № 1. - С. 5-22.
15. Белогорцева Ю.А. Методические аспекты оценки эффективности государственных программ // Вестник Евразийской науки.- 2018.- №3.
16. Богачева О. В., Лавров А. М., Ястребо¬ва О. К. Международный опыт программного бюджетирования // Финансы. - 2010. - № 12. - С.4-13.
17. Бреусова А.Г. Оценка эффективности государственных программ//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2015. -№ 2. - С. 128-136.
18. Бреусова А.Г., Кораблева А.А
Актуальность прикладных аспектов оцен¬ки госпрограмм сегодня чрезвычайно высока. Это связано, прежде всего, с трудностями оцен¬ки уже разработанных и реализуемых программ. Прикладные аспекты оценки эффективности освещаются в работах М.Е. Чичелева, Д.Ю. За¬вьялова, С.В. Барулина, В.С. Кусмарцевой.
Так, Барулиным и Кусмарцевой подчеркивает¬ся необходимость жесткого разделения поня¬тий «эффективность» и «результативность» - «эффективность» авторами оценивается через соответствие фактической стоимости резуль¬тата плановой. Д.Ю. Завьялов предлагает практические способы измерения эффективно¬сти, а именно метод оценки дохо¬дов бюджета и метод оценки экономии затрат. Интерес представляет метод оценки изменения потребностей, кото¬рый предполагает расчет эффективности бюджетных расходов исходя из изменения состоя¬ния удовлетворения потребностей жителей в бюджетной услуге к изменению бюджетных расходов на ее предоставление, что требует проведения социологических исследований для измерения степени удовлетворения потребно¬стей [13].
Оценка, как экономическая категория, - это анализ программ, направленный на определение результатов