Изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Скачать курсовую работу на тему: "Изучение особенностей развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи". В которой рассмотрены различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определены основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР; изучены особенности фонематического восприятия у детей с ОНР третьего уровня.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.09.2025
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Ввeдениe

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие рeчи отнoсится формирование фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: "Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!". Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического восприятия тaкже харaктерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейши

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости изучения и формирования фонематического восприятия у детей 
1.1 Онтогенетические аспекты становления фонематического восприятия и его значение для развития детей .
1.2 Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности фонематического восприятия у детей .
Глава 2. Диагностическое изучение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
2.1 Анализ диагностического инструментария для изучения фонематического восприятия у детей с ОНР .
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи .
2.3 Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
Заключение
Список использованной литературы

Литература

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.

2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.

3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.

4. Волкова Г А методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.

5 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

6 Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

7 Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120

8 Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

9 Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.

10 Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .

11 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990.

12 Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31

13 Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"Изд-во "Педагогика", М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22

14 Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56

15 Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

16 КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя 

И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, "чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)". К.Д.Ушинский отмечал, что "сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова". То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
1.2 Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формир