Гендерные различия в учебной мотивации подростков

Скачать курсовую работу на тему: "Гендерные различия в учебной мотивации подростков". В которой исследованы гендерные различий в учебной мотивации подростков. Проведен анализ результатов эмпирического исследования гендерных различий в учебной мотивации подростков.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.09.2025
Объем файла
4378 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) определяет обучение как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»[1]. Таким образом, формирование мотивации – это немаловажный компонент обучения.
В настоящее время одной из главных проблем школьных учреждений является проблема формирования мотивации у обучающихся. Актуальность её обусловлена тем, что с каждым годом происходит обновление содержания образовании, усложнение образовательного стандарта, внедрение новых дисциплин. Учащимся становиться всё труднее усвоить материал.
Данная проблема особенно актуальна в подростковом возрасте, который характеризуется кардинальными биологическими перестройками, соци

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ………………6

1.1 Теоретические подходы к исследованию учебной мотивации в отечественной и зарубежной психологии………………………………..6

1.2 Проблема гендерных различий в психологии…………...…....9

1.3 Психологическая характеристика подросткового возраста…12

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ……..………16

2.1 Организация и методики исследования…………………..……16

2.2 Гендерные различия в учебной мотивации подростков…..…..20 

2.3 Психологические рекомендации по формированию учебной мотивации у подростков с учетом гендерных различий…..…..………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...…...34

Приложение 1………………………………………………………..37

Приложение 2………………………………………………………..39

Приложение 3………………………………………………………..42

Приложение 4………………………………………………….…….45

Приложение 5………………………………………………………..49

Приложение 6………………………………………………………..52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Российской Федерации "Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" " от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2012 г. - № 0001201212300007. - Ст. 2, стр. 2 с изм. и допол. в ред. от 29.12.2012.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.
3.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
4. Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. – М., 1989.
5. Мильман В.Э. Диагностика мотивационной структуры личности. – М. – Воронеж, 1997.
6. Гальперин П.Я Теоретико-экспериментальное исследование активной природы психического отражения // Вопросы психологии. – вып. 3 – 1983.
7. Бибрих Р.Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации. – М.: Мысль, 1976.
8. Вартанова И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Вопросы психологии. – № 4. – 1990.
9. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психол. – 1985. – № 5.
10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
11. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985 – № 6. – С. 14–26.
12. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972.
13. Тэн Юй. Мотивация учебной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2008. - №30. - С. 75-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti/viewer14. Екимова В.И., Филиппова С.А. Гендерные различия // Сибирский психологический журнал. - 2008. - №27. - С. 64-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-sotsiokulturnyy-aspekt/viewer15. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
16. Выготский,

Для изучения учебной мотивации подростков и выявления типа мотивации мы использовали следующие диагностические методики (см. Приложение 1):
1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, модификация А.Д. Андреевой) [21].
2. Методика определения шкалы академической мотивации (разработана Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным на основе Шкалы академической мотивации Валлеранда. Теоретической основой методики является теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана) [20].Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Приложение 1) направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева, а также шкалы переживания успеха (мотивация достижения) [21].
Данная методика состоит из 40 суждений. Испытуемо