Пути коррекции и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых проблем в современной отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей. Увеличение численности детской преступности и детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения социально — педагогических условий, вызывающих эти опасные явления и организацию профилактики агрессивности. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, волнующих сегодня как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа детей дошкольного возраста как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении школьного возраста на смену агрессивности приходят иные просоциальные формы поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не толь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЯХ
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения 8
1.2 Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте 25
1.3 Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 47
2.2 Программа коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста 50
2.3 Оценка эффективности Программы. Рекомендации по профилактике детской агрессии 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Астанакулова, П.В. Агрессивность как проблемная форма межличностных отношений дошкольников/ П.В. Астанакулова, Труды Братского государственного университета, 2017. № 1. С. 65-68;
2. Головнева, Е.В., Жумабекова, Р.Р., Никитина В.Р. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников/ Е.В. Головнева, Р.Р. Жумабекова, В.Р. Никитина. International scientific research 2019 Материалы I Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 72-73.
Дополнительные источники:
1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. - СПб.: Речь, 2017. - 184 с.;
2. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2019. - 164 с. С.42-50;
3. Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2017. - №4;
4. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. - 2018. - № 6;
5. Багатырова, М.Н. Особенности профилактической работы по коррекции агрессивного поведения старшего дошкольника/М.Н. Багатырова - Мир науки, культуры, образования, 2018. № 6 (73). С. 245-246;
6. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.:Олма-Пресс, 2017. - 510 с;
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. - М.: Генезис, 2017. - 347 с.;
8. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2017 - 672 с.;
9. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: Учебное пособие для специалистов / Г.Э. Бреслав – СПб.: Речь, 2017. – 144 с;
10. Бубнова, Э.Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада [Текст] /Э.Ш. Бубнова. – М., 2018. – 24 с.;
11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб: Питер, 2019. - 352 с.;
12. Веракса, А.Н., Васильева, М.Д., Арчакова, Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований/ А.Н. Веракса, М.Д. Васильева, Т.О. Арчакова – Вопросы психологии№ 6. 2017 – С. 150-166;
13. Власова, Л.П., Боденова, О.В., Семенова, Н.А., Стельмах, Ю.Б., Шельшакова Н.Н. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: аналитический обзор эмпириче
В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерна общительность и потребность в дружбе.
Советский психолог Л.С. Выготский в своей работе «Вопросы детской психологии», изучая особенности детей старшего дошкольного возраста, пишет о том, что «Ребенок в этом возрасте переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка с взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям».
Ребёнок эмоционально переживает не только оценку своего поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. В данном возрасте соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, возможно, лишь во взаимодействии только с теми, кто наиболее симпатиче