Коррекционно-педагогическая технология развития эмоционального интеллекта у младших школьников в условиях инклюзии

Скачать отлично выполненную магистерскую диссертацию на тему: "Коррекционно-педагогическая технология развития эмоционального интеллекта у младших школьников в условиях инклюзии". В которой выявлены особенности развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях инклюзии. Разработана программа по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с использованием методов сказкотерапия, игротерапия и арттерапия.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
15.09.2025
Объем файла
1183 Кб
Количество страниц
85
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
5440 руб.
6800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В современный период развития системы образования особое внимание уделяется включению детей с ограниченными возможностями в социум. Во второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г. впервые определено понятие «инклюзивное образование». Для педагогов инклюзивных классов важнейшим аспектом становится учет особенностей эмоциональной сферы детей, так как через эмоциональную сферу у детей реализуется интерес и побуждение к образовательной деятельности, и приобщение к культуре.
Отечественная дефектология успешно решает задачи обучения и воспитания детей с патологиями в развитии познавательной сферы, речи, зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата. В этих областях накоплен большой арсенал знаний, касающихся как теоретических положений, позволивших выделить ряд общих закономерностей аномального онтогенеза (многочисленные исследования Т. А. Власовой, С. А. Зыкова, Ю. А. Кулагина, Р. Е. Левиной, Н. Г. Морозовой, Л. А. Новиковой, М.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

1 Теоретические основы формирования эмоционального интеллекта у младших школьников с ОВЗ………………………………………………..11

1.1 Проблемы эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………..11 

1.2 Исследования эмоционального интеллекта у младших школьников с ОВЗ……………………………………………………………………….18

1.3 Методы и приемы коррекции эмоциональной сферы у младших Школьников с ОВЗ……………………………………………………...32

2 Экспериментальная работа по определению уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии……..48

2.1 Организация исследования…………………………………………….48

2.2 Результаты констатирующего и контрольного этапов………………56

2.3 Коррекционно-развивающая технология развития эмоционального интеллекта у младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии..….69

Заключение…………………………………………………………..………...80

Список использованных источников…………………………..…………….83

Приложение А Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина)…………………….93

Приложение Б Опросный лист «Выявление особенностей эмоционального состояния детей» (Т. С. Артюхина, А. М. Щетинина)……94

Приложение В Методика «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Фатихова Л. Ф., ХарисоваА. А.)….97

Приложение Г Опросник А. М. Щетининой (Результаты Романа)……...107

Приложение Д Опросник А. М. Щетининой (Результаты Михаила)........109

Приложение Е Опросный лист Т. С. Артюхиной, А. М. Щетининой (Результаты Романа)……………………………………….111

Приложение Ж Опросный лист Т. С. Артюхиной, А. М. Щетининой (Результаты Михаила)………………………………….114

Приложение И…………………………………………………………….117

Приложение К…………………………………………………………….118

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин, В. А. О взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет : сборник научных статей / редактор В. А. Аверин ; Южно-Уральский государственный университет, Вестник. – Челябинск : ЮУрГУ, 2011. – № 42 (259). – С. 60–65.
2. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития : монографическое исследование / О. К. Агавелян. – Челябинск : Мирос, 1999. – 356 с. – ISBN 5-89851-007-9.
3. Айгунова, О. А. Особенности базовых компонентов эмоционального интеллекта математически одаренных юношей с разной учебной успешностью : специальность 19.00.01 «Психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Айгунова Ольга Александровна ; Московский государственный педагогический университет. – Москва, 2011. – 26 с.
4. Альбекова, С. Б. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / С. Б. Альбекова, Т. Н. Данилова // Молодежный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 45–48.
5. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта : учебное пособие / И.Н. Андреева. – Санкт–Петербург : БХВ-Петербург, 2012. – 288 с. – ISBN 978-5-9775-0795-0.
6. Андреева, И. Н. О синтетической теории эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 19–25.
7. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах : пособие для учителя / О. С. Богданова, В. И. Петрова. – Москва : Просвещение, 1986. – 208 с.
8. Бутина–Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С. В. Бутина–Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. – 2010. – № 5. – С. 244–247.
9. Вайнштейн, Л. А. Общая психология : учебник / Л. А. Вайнштейн, В. А. Пол

Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя два самостоятельных понятия: «интеллект» и «эмоции». Эти понятия, соединяясь, обозначают способность дифференцировать человеческие эмоции, намерения и мотивацию.
Исследования проблемы эмоционально-когнитивного воздействия прослеживаются в работах античных философов, таких как Аристотель, Платон, Сократ. Впервые в период античности происходит обособление эмоций как особой стороны структуры психики. 
Интерес к эмоциональной и когнитивной сферам нашел свое отражение в XVII веке в учениях Р. Декарта и Б. Спиноза, где заложены основы когнитивного подхода к проблеме эмоций. Так, Р. Декарт – мыслитель Нового времени – уделял внимание страстям, которые делил на два вида: страдательные и активные. Страдательные страсти представлены ощущениями, восприятиями, представлениями, чувствами, они не исходят из самой души, а привносятся извне, а душа их изменить не в состоянии. Страсти выступают в роли составляющей когнитивной оценки окружающего и зависят от точности и истинности этой оценки. Так закладывались основы когнитивного подхода к проблеме эмоций [45]. 
Второй же вид страстей – активные страсти – выступали в роли желаний, исходящих из души человека. Если Р. Декарт считал эмоции типом страстей, то Б. Спиноза рассматривал страсти и эмоции как равнозначные явления и относил их к типам эмоциональных