Особенности развития сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время актуальным для многих исследователей остаются вопросы развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие сенсорных эталонов, с помощью которых ребенок способен к полноценному восприятию окружающей действительности. Успешность социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития в значительной степени зависят от уровня сенсорного развития ребенка.
Содержание Программы ФГОС дошкольного образования должно обеспечивать познавательное развитие, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Степень научной разработанности темы. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошк
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Понятие сенсорных эталонов 6
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 9
1.3 Особенности развития сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 19
2.1 Организация и методика исследования 19
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Методические рекомендации по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНТКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М.,1984. .Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. – 102 c.
2.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001... Вартан В.П. – 26 c.
3.Сенсорное развитие дошкольников. - Мн., 2007. .Венгер Л.А. – 24, 39, 118 c.
4.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1972. .Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. – 116 c.
5.Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2005 – 68, 124 c.
6.Возрастные особенности психологического развития у детей. - Сб. науч. трудов/отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М., 1982... Выготский Л.С. – 60 c.
7.Психология развития человека. - М., 2003. .Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. – 57 c.
8.Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников. - М., 1985... Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. - М., 1989... Катаева А.А., Стребелева Е.А. – 51 c.
9.Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. Козлова С.А. – 60 c.
10.Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000. .Кордуэлл М. Словарь - справочник. - М., 2002. .Люблинская Л.А. – 6 c.
11.Детская психология. - М., 1971... Мухина В.С. Детская психология. - М., 1989 – 102 c.
12.Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой. - М., 2005... Пилюгина Э.Г. – 207, 109 c.
13.Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1983 – 108 c.
14.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 – 207 c.
15.«Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. - М., 1985 – 223 c.
16.Про
Дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Следовательно, проведенный нами анализ психолого – педагогической литературы показывает, что, в процессе обучения ребенок должен развить сенсорные эталоны для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сен