Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования

В дипломной работе раскрывается понятие «творческое воображение» и дается характеристика особенностям развития творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования; выявляется динамика уровня развития творческого воображения .
Author image
Liza
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.08.2022
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что творческое воображение детей 5-6 лет выступает в качестве необходимого компонента развития личности ребенка. Развитию творческого воображения в обязательном порядке должно уделяться время в процессе непосредственной образовательной деятельности и воспитания ребенка в условиях как дошкольной образовательной организации, так в семье. Это обусловлено тем, что творческое воображение детей 5-6 лет развивается во многих направлениях и, в первую очередь в изобразительной деятельности. И способствовать его развитию в этом виде деятельности может, в частности использование нетрадиционных техник рисования.
Исследованием проблемы развития творческого воображения детей 5-6 лет занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Дьяченко, Е.О. Смирнова, В.Г.Злотников. А также К.Г. Юнг, В.Н. Брушлинский, Г.А. Урунтаева, В.А. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие.
Вопросами, связанными с исследованием проблемы

Оглавление
Введение ………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности ……………………………………. 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности
в психолого-педагогических исследованиях …………………….. 9
1.2 Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности…………………………………………………………. 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования………………………………………...... 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческого воображения в изобразительной деятельности .………………..… 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческого воображения детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования..………………....33
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет творческих способностей в изобразительной деятельности……... 43
Заключение …………………………………………………………………… 52
Список используемой литературы .……….................................................... 55
Приложения А. Список детей, участвующих в экспериментальной работе 58
Приложение Б Протокол исследования детей 5-6 лет на констатирующем этапе исследования………………………...…………...................................... 59
Приложение В Тематическое планирование совместной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования………………………. 60
Приложение Г Протокол исследования детей 5-6 лет на контрольном этапе исследования ………………………….………....................................... 62

Список используемой литературы

  1. Алябьева Е.А. Как развить воображение у ребенка 4-7 лет. – М.: ТЦ сфера, 2018. – 128 с. (как развить ребенка?)
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
  4. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. – Москва: Знание, 1986. – 94 с.: ил.;
  5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Знание, 1994. – 160 с.
  6. Казаков Т.Г. а, Т.И. Сайгакова, Е.М Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ СФЕРА, 2017. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
  7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 88 с.: цв. вкл.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2- лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.: цв. вкл.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 192 с.: цв. вкл.
  10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет)/ авт.-сост. Н.В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2018. – 399 с.
  11. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Вопросы психологии. 1996. № 6.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 640 с.
  13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/ А.В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с. + 16 с. цв. вкл.
  15. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336

и
Рисование солью
Рисование свечой
Граттаж
Батик
КляксографияКляксография с трубочкой
Печать по трафарету
Монотипия предметная и пейзажная
Рисование пластилином
Рисование соленым окрашенным тестом
Рисование с использованием игры «Танграм»
Рисование непрерывной линией «путанка»
Рисование с использованием оттисков различных предметов (печатки, штампики, листья) и другие.
В рамках дошкольной образовательной организации использование нетрадиционных техник рисования имеет рад задач, основными из которых можно назвать такие как:
1) решение творческих задач любой сложности и направленности;
2) прогнозирование развития творческих навыков и получение перспективных решений, в том числе и принципиально новых;
3) развитие творческого воображения и качеств творческой личности.
Использование нетрадиционных техник рисования позволяет включить в творческий процесс абсолютно любого ребенка, что очень важно в свете учета личностно-ориентированного подх