Эффективность развития элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с нарушением слуха
Введение
Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.
Изменение содержания обучения в школах обычного вида и в коррекционных школах значительно повысило требования к уровню математических представлений на занятиях в дошкольных учреждениях.
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования личности ребенка c нарушением слуха.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категори
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха 6-7 лет в специальной литературе…………….5
1.1. Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет в соответствии с ФГОС ДО………………………………………........................................5
1.2. Влияние особенностей психического развития у детей с нарушением слуха на развитие математических представлений…………………………………...9
1.3. Пути и методы развития элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образования……………………...11
Вывод по I главе………………………………………………………………………..30
Глава II. Практическое изучение особенностей развития элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха 6-7 лет …………………………………………………………………………………………..31
2.1. Анализ результатов и выводы исследования развития математических представлений у детей 6-7 лет с нарушением слуха………………………………...31
2.2. Организация и проведение курса коррекционных занятий с детьми 6-7 лет с нарушением слуха…………………………………………………………….................37
2.3. Результаты и выводы исследования …………………………………………….45
Выводы по II главе ………………………..………………………………………….50
Заключение……………………………………………………………………………..53
Список используемой литературы……………………………………….. ………….57
Приложения …………………………………………………………………………..67
Список используемой литературы
1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики). – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.
2. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А. Арапова – Пискарева.– М. :Мозаика – Синтез, 2008. – 9с.
3. Альмяшева Г.И. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/172281/
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология/ Т.Г.Богданова.– М. :Академия, 2002. -231с.
5. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Педагогика, 1985. - 290 с.
6. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996. - 416 с.
10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. -М.: Владос, 2001.
11. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»-М.: Гном и Д, 2006.
12. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. -- М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. -- 160 с.
13. Дефектологический словарь: В 2 т./ Под редакцией В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М –Воронеж, МОДЕК, 2007.-80с.
14. Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. - 1999. - №5. - С. 52-70.
15. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвещение, 1969. - 268 с.
16. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет/Е.В.Колесникова. – М. :Гном – пресс, 1999.-123с.
17. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обуче
Большое значение имеет соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента; задатки способностей – общих и специальных. Социальные факторы характеризуются обществом, в котором живет и развивается ребенок: тип идеологии, культурные традиции, религию, уровень развития науки и искусства.
Следует также отметить, что психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, которые характерны для детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания. Анализ особенностей психического развития детей с различными типами нарушений проводится через понятие, введенное Л.С.Выгодским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае – нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют же системный характер, меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий, причем чем ближе вторич