Развитие зрительных функций у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Скачать дипломную работу на тему: "Развитие зрительных функций у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр". В которой изучена и проанализирована медицинская, психолого-педагогическая и коррекционная литература по проблеме исследования; выявлены особенности зрительных функций у детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2025
Объем файла
6213 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзивного образования, привело к появлению нового законодательного понятия – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с нарушениями зрения, нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В настоящее время количество детей дошкольного и школьного возраста, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера, возрастает с каждым годом (Е. С. Либман, О. В. Парамей, Е. В. Шахова и др.) [24, 43]. Нарушения зрительных функций осложняют и изменяют процесс познания окружающего мира, что в свою очередь сказывается на моторном, познавательном и речевом развитии детей, имеющих зрительную патологию.
В частности, амблиопия является одной из наиболее серьезных причин снижения зрения. В Российской Федерации частота амблиопии составляет 2-2,5 % от всего населения (Кеннет В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Основы лечения и коррекции амблиопии 6

1.1 Глаз и его функции 6

1.2 Влияние нарушения зрительных функций на развитие ребёнка 11

1.3 Способы развития основных функций зрения у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 18

Выводы по первой главе 25

Глава 2. Экспериментальное изучение зрительных функций у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста 26

2.1 Содержание констатирующего эксперимента 26

2.2 Результаты констатирующего эксперимента 33

Выводы по второй главе  .40

Глава 3. Применение дидактических игр в ходе коррекционной работы при нарушении основных функций зрения у детей с амблиопией старшего дошкольного возраста 41

3.1 Рекомендации специалистам по организации коррекционной работы с детьми, имеющими зрительную патологию 41

3.2 Рекомендации родителям по развитию детей, имеющих зрительную патологию 50

Заключение 59

Список литературы 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. «Руководство по детской офтальмологии», 1987.
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. «Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов», ВЛАДОС, 1998.
Григорьева Л. П. «Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения», 1990.
Григорьева Л. П. «Развитие восприятия ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе», Школа-Пресс, 2001.
Григорьева Л. П., Зислина Н. Н., Новикова Л. А. «Особенности приема и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей», Педагогика, 1978.
Гусева М. Р., Дмитриев В. Г., Плаксина Л. И. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения», Просвещение, 1978.
Дорофеева Т. А. «Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения», Дефектология, 2002.
Дружинина Л. А. «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения», Марины Волковой, 2008.
Дружинина Л. А. «Комплексное изучение дошкольников с нарушениями зрения», 2007.
Дружинина Л. А. «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие», Экзамен, 2006.
Дружинина Л. А. «Типологические особенности зрительных предметных представлений, пространственной и социальнобытовой ориентировки дошкольников с нарушениями зрения», ДIА, 2015.
Епифанцева Т. Б. «Настольная книга педагога-дефектолога», Феникс, 2007.
Ермаков В. П. «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», ВЛАДОС, 2000.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», ВЛАДОС, 2000.
Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией», ВОС, 1989.
Земцова М. И. «Некоторые особенности познавательной деяте

Внимание не является самостоятельным психическим процессом, а проявляется внутри ощущений, восприятий, представлений, памяти и др. , а потому напрямую зависит от их сформированности. 
Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания. Ощущаются трудности в концентрации внимания. 
Мышление зависит от других психических процессов. Сопоставление и сравнение предметов у детей с нарушениями зрения сужено, дифференцировка сходных предметов затруднена, обобщения производятся в суженной сфере опыта, при узнавании существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные связи, малознакомые предметы обобщаются по единичным признакам. Однако неполноценность зрительных впечатлений не может исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления [17, 50].
Недоразвитие вышеперечисленных психических процессов сказывается на развитии речевой деятельности. Речь детей с нарушениями зрения имеет свои особенности - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм », накопление значительного количества слов, не связанных