Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов в продуктивных видах деятельности у дошкольников

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов в продуктивных видах деятельности у дошкольников". В которой проведена организация исследования и характеристика методик по формированию первоначальных представлений о геометрических фигурах у дошкольников; Предложены рекомендации по формированию первоначальных представлений о геометрических фигурах у дошкольников.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
10.09.2025
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
347
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. В соответствии с программой «От рождения до школы» дети должны получать элементарные математические представления о геометрических

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3   
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ                       8
1.1. Особенности формирования первоначальных представлений о геометрических фигурах у дошкольников            8                              
1.2. Формы и методы формирования первоначальных представлений о геометрических фигурах у дошкольников                   16
1.3.Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольномвозрасте                               33      
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ       48
2.1. Организация исследования и характеристика методик по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов продуктивных видов деятельности у дошкольников                           48             
2.2. Ход и результаты эксперимента по формированию первоначальных представлений о геометрических фигурах у дошкольников                  58    
2.3 Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности       62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           76        
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ  79 
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                           82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2014. – 355 с. 

2. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. М.: Просвещение, 1986. – 135 с.

3. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – № 8.  – С.15-17.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – М.: Академия, 2017. – 608 с.

5. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 200 с. 

6. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 185 с.

7. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2017. – 197 с.

8. Березина Р.Л. Обучение дошкольников элементам измерительной деятельности. – Пермь, 2017. – 427 с.

9. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики. – Мн.: Академия, 2015. – 278 с.

10. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. – 2017. – № 2 – С.35-37.

11. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 400 с.

12.     Борытко Н.М. Нравственное формирование личности дошкольника в коллективе. – М.: 2017. – 157 с.

13. Дуброва В.П. Диагностические программы для определения математических представлений дошкольников. – М.: 2017. – С.132- 141.

14. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Новая школа, 2015. – 318 с.

15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. – Мн.: Университетское, 2015. – 361 с.

16. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические реко

Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др. В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать). При повторном проведении игры увеличивается количество геометрических фигур. В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в нахождении предметов по геометрическим образцам.
Такие задания являются трудными, но в целом доступными для детей. Они развивают у них способность анализировать окружающую обстановку, абстрагироваться при восприятии формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене перед ним отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).
В свободное от занятий время дети данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, мозаикой, строительным материалом.
В методике обучения детей средней