Развитие синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством игровых компьютерных программ познавательной направленности
Введение
В современном обществе выросло число детей, у которых отмечается неврологическая симптоматика, являющаяся в значительном большинстве случаев причиной такого речевого нарушения как стертая дизартрия. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями с заиканием и общим недоразвитием речи.
Стертая форма дизартрии представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи [19, 20с.].
Современная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС ДО), предполагает использование личностноориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей [38]. Это актуализирует необходимость поиска путей усовершенствования коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с симптомами стертой дизартр
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы проблемы развития синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством игровых компьютерных программ………………………………6
1.1. Развитие синтаксического строя речи в онтогенезе………………………6
1.2. Особенности развития синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией…………………………………13
1.3. Обзор современных логопедических компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений речи у старших дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………………………19
Глава II Экспериментальная работа по развитию синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством игровых компьютерных программ познавательной направленности……….24
2.1. Диагностика синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и анализ ее результатов……………………24
2.2. Особенности развития синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией посредством игровых компьютерных программ познавательной направленности…………………29
2.3. Характеристика синтаксического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (на этапе контрольного эксперимента)……………………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………47
Список использованных источников………………………………………….51
Приложение 57
Список использованных источников
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2012. – 256 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов / Е.Ф. Архипова. - Москва: Астрель, 2007. - 319 с.
3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. /Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова.- Москва: Гуманитар, изд. центр Владос, 2009.- 287 с.
4. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – СПб: Каро, 2015. – 280 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб: «Прайм-Еврознак», 2015. – 672с.
6. Бурачевская, О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Н.И.Бурачевская. //Вопросы дошкольной педагогики. 2017. - № 3 (9).- с . 21-26. [интернет портал] URL:.-https://moluch.ru/th/1/archive/63/2608/ (дата обращения: 29.10.2022).
7. Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей посредством интерактивных игр // О.В. Бурачевская, Н.И. Бураческая //Школьная педагогоика.2017.-№1 (08).- с.1-4.[интернет портал].- URL:file:///C:/Users/Admin/Downloads/shk53_1.pdf (дата обращения: 09.10.2022).
8. Бурачевская О. В. Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития/ О.В.Бурачевская, Т.В.Бурачевская, Н.И.Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики.- 2017.- №3 (9).- с.18-21. [интернет портал]. – URL: luch.ru/th/1/archive/63/2607/ (дата обращения: 18.12.2022)
9. Власова Т.М.Фонетическая ритмика: пособие для учителя /Т.М.Власова.- Москва.: Гуманит. изд.центр «Владос», 1996.-240 с.
10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебное пособие / Г.А.Волкова.- Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. - 272 с.
11. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва: Пресса, 2005. - 360 с.
12. Гаянова Е.Ю.Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы): [Интернет портал].- URL: https://logoportal.ru/statya-12738.html (дата обращения 25.10.2022)
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Просвещение, 2015. - 112 с.
14. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 21.10.2022).
15. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Детство -Пресс», 2019. - 352 с.
16. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 3. – С. 57-59. –[Интернет портал].- URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=9938633 (дата обращения: 12.11.2022).
17. Левина Р.Е. Общее недоразвит
Е. С. Чупрова отмечает, что это помогает специалисту заинтересовать детей на занятиях, тем самым способствует развитию мотивации к обучению. Поэтому и является столь актуальным в обществе [41]. Российские и зарубежные изучения по использованию компьютера в детских садах подтверждают возможность и целесообразность этого, а также важную роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.
Как отмечает Б. Андерсен, основной целью внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс - создание системы, в которой задействованы все участники процесса обучения: администрация, учитель логопед, дети [41].
О. Б. Воронкова подчеркивает, что реализация осуществляется через: создание информационной среды; занятия с детьми с использованием компьютерных технологий; создание персонального сайта учителя-логопеда [6,25 с.]. Анализ специальной научно-методической литературы по вопросам исследования и коррекции дизар