Социально-педагогическая работа с подростками "группы риска" на примере МБОУ "Нововаршавская гимназия"
Введение
Актуальностьисследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, изменение института семьи, деформация морально- нравственных установок и ухудшение здоровья населения наносит огромный ущерб прежде всего на молодое поколение, что приводит к росту числа детей группы риска. В настоящее время категория "дети группы риска" является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
Границы понятия "дети группы риска" являются достаточно размытыми, разные авторы дают отличные друг от друга определения и классификации категорий, а в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" употребляется совершенно иной термин "дети в трудной жизненной ситуации". "Трудная жизненная ситуация – положение, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина, которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем ему необходима помощ
Оглавление
Введение .……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в образовательной организации……………………………7
1.1. Анализ понятий «дети группы риска» и «аддиктивное поведение»…………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста………………………...…………...............................................................22
1.3. Направления социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в образовательной организации……………………………………33
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-педагогической деятельности с детьми группы риска (на примере МБОУ "Нововаршавская гимназия")…………..50
2.1 Анализ социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в МБОУ "Нововаршавская гимназия"…………...……………… ………..50
2.2 Первичная диагностика детей группы риска………………………… .59
2.3 Комплекс занятий по социально-педагогической деятельности с детьми младшего подросткового возраста с аддиктивным поведением………….63
Заключение ………………………………………………………………….72
Список использованной литературы …………………………………… ...76
Приложения …………………………………………………………………82
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
4. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости. [Электронный ресурс] URL: http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm (дата обращения 09.01.2023)
5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.134 с.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 440 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. всех спец. пед. вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
8. Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М.: учеб. метод. пособие. Петрозаводск: ПетроПресс, 2001. 192 с.
9. Гордеева А.В., Морозов В.В. Реабилитационная педагогика // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 107-128.
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС, 2003. 263 с.
11. Дмитриева А.В., Алимханова Т.Р. Социальный педагог – социальный работник: сущностные различия. М.: МГППУ, 2006. 320 с.
12. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. 2003. [Электронный ресурс] URL: http://career_counseling_support.academic.ru/77 (дата обращения 08.01.2023)
13. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2003. 368 с.
14. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. М.: Глобус, 2007. 172 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. 288 с.
16. Иванова Е.В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков. // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации ФГОС: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. А. Худяковой. Пермь: ПГГПУ, 2012. С.37-44.
17. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития): электронный учебник. Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова. 276 с.
18. Кандратьева О.Ю. Социально-педагогическая диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением. авторефер. дис. … к. пед. наук. Владимир, 1999. 160 с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педпгогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.
20. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: изд-во «Олсиб», 2001. 251 с.
21. Корчагина Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска
Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления [10].
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико- синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями. Запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность [57].
У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющее место в классе, он может уйти из школы как психологически, так и буквально. Для зависимых подростков