Формирование универсальных учебный действий в процессе технологической подготовки обучающихся 5 классов общеобразовательных организаций
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется бурным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь человека. Знания обновляются настолько быстро, что ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему пригодятся в будущем. Отсюда вытекает необходимость обучаться и развиваться всю жизнь.В настоящее время важнейшей целью школьного образования, вместо простой передачи знаний от учителя к ученику, становится развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и давать оценку своим достижениям, другими словами – формирование умения учиться. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» обучения. Достижение этой цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .....................................6
1.1 Понятие универсальных учебных действий ...............................................6
1.2 Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области «Технология»………………………………………………..22
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………..33
2.1 Анализ программы предметной области «Технология»………..........33
2.2 Разработка учебно-методических материалов по формированию универсальных учебный действий по разделу «Основные ручные инструменты»……………………………………………39
2.3 Разработка планов-конспектов занятий для обучающихся 5 классов по темам «Инструменты для ручной обработки древесины» и «Основные технологические операции ручной обработки древесины»……………………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................................60
СПИСОК
1. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL: http: festival.1september.ru/articles/635018. / (дата обращения: 28.11.2022).
2. Антропова Е.В. Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/514422. (дата обращения: 26.11.2022).
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысл. М., Просвещение, 2018. 152с.
4. Асмолов А.Г. Стратегия социо-культурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2018. №3. С. 21 – 23.
5. Воробьѐва Т.А. Формируем универсальные учебные действия //Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. 2019. С. 170-175.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 367с.
7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2018. №2. С.19-27.
8. Григорьев В. М. Разработка технологии изготовления отливки: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2020. 67 с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: АКС, 2019. с. 523.
10. Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования. Дополнительное образование и воспитание. 2017. № 10. С. 23.
11. Должиков В. П. Разработка технологических процессов механообработки в мелкосерийном производстве: Учебное пособие. Томск: Изд-во. ТПУ, 2020. 324 с.
12. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2018. №3. С.11.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: ОНИКС, 2018. 304с.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.:АСТ, 2019. 234 с.
Приоритетным направлением становления и стратегического развития современного образования является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Перед образовательными организациями стоит задача - создать активную социально-педагогическую среду, способствующую разностороннему развитию школьников, способную создать и реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы [22].Разработанная концепция развития универсальных учебных действий в системе общего образования направлена на реализацию нового социального запроса, где цель образования – личностное, познавательное, общекультурное развитие школьников. Психологической компонентой ядра образования становится развитие универсальных учебных действий, которое обеспечит реализацию развивающего потенциала общего среднего образования, новый образовательный стандарт [31].Изменение в стратегии реализации общего среднего образования означает уход от традиционной образовательной системы и учителю необходимо осуществлять образовательный процесс, ориентированный на активное развитие учащихся, учитывать их возможности и особенности, обеспечивать всестороннее раскрытие их творческого, интеллектуального и личностного потенциала [21].