Развитие познавательной сферы дошкольников в игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В процессе интеллектуального развития ребенка большую роль играет основной вид деятельности дошкольного возраста – игра.Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая искру любопытства и любознательности.Игра – это не только увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, но и важный инструмент их воспитания и развития. В большинстве случае развитие и становление игры происходит именно при использовании ее в качестве воспитания. Руководствуясь требованиями учебной программ детского сада, педагог отбирает и планирует содержание учебной программы, которое дети будут осваивать в процессе игры. Он как бы проектирует весь процесс игры без разрушения ее уникальности и самобытности.Через управление игрой педагог воздействует на все стороны личности малыша: его сознание, эмоции, волю, поведение, использует это для психологического, нравственного, эстетического и физического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………….……….6
2. Игра как средство познавательного развития дошкольников……………………………………..………………………….22
3. Исследование уровней познавательного развития дошкольников……..29
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра.»: Учебно – методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. 176с.
Бакина, М. Современные дети, современные игры. Дошкольное воспитание. 2005. № 4.С. 58-60.
Белошапкина С. Играя, учимся. Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.40-42.
Богданец, Т. Игры и экология. Дошкольное воспитание. 2006. №7. С. 30-39.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 4-е изд., дораб. М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2009.160 с.
Быкова Т. Интеллектуальные игры. О развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Дошкольное воспитание. 2014. №1. С. 30-34.
Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. 2-е изд., стереот. М.: «Мозаика – Синтез», 2011. 128с.
Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 354с.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика - Синтез», 2011. 128с.
10. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2011. 154с.
11. Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры. СПб.: Питер, 2009. 65с.
12. Клинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2008. 256с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 286с.
14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер. 2012. 98с.
15. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М.: АСТ, 2009. С. 303–323.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2013. 297с.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский. По словам Д. Б. Эльконина, периодизация развития детей, сложившаяся на основе действующей практики образования и воспитания раскрывает именно потенциальные способности ребенка. Именно эту периодизацию можно считать эмпирической (от слова «эмпирика», которое обозначает реальный опыт). Так как, эта периодизация теоретически недостаточно обоснована и не способна ответить на существенные практические вопросы о воспитании, например, такие как, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной деятельности при переходе на каждый новый период, когда нужно начинать обучения и прочиее.Периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным, рассматривает раннее детство: от одного года жизни до трех лет [18].В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет). Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года). Благодаря, кризиснму периоду одного года ребенку становится ясно, что он является самостоятельной личностью, отдельной от матери.