Теоретические основы усвоения навыка употребления предлогов в речи дошкольников с ОНР
Введение
К старшему дошкольному возрасту дети уже в полной мере овладевают звуковой стороной речи, имеют определенный уровень словарного запаса, умеют выстраивать простые и сложные предложения, а также ясно выражать свою мысль. Между тем, речь идет о тех дошкольниках, чье развитие протекает в норме. В случае наличия каких-либо речевых нарушений, ребенок будет испытывать сложности при общении с окружающими и в дальнейшем при поступлении в школу. Нарушения могут носить самый различный характер и затрагивать многие сферы жизнедеятельности.
Важно отметить, что далеко не всегда нарушения в речи вызваны проблемами в умственной деятельности или проблемами со слухом. Зачастую они встречаются у дошкольников, с которыми не проводилась своевременная логопедическая работа. Следствием этого может стать общее недоразвитие речи, которое проявляется в том, что ребенок неверно произносит слова или вовсе общается только звуками. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается довольно скудны
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические аспекты проблемы усвоения навыка употребления предлогов в речи дошкольников с ОНР……………………………..…….…6
1.1. Формирование навыка употребления предлогов в онтогенезе………...….6
1.2. Трудности понимания и употребления предлогов у дошкольников с ОНР……………………………………………………………………………….10
1.3. Особенности коррекционной работы по усвоению навыка употребления предлогов в речи с дошкольниками с ОНР……………………………...……..16
Заключение……………………………………………………………….………25
Библиографический список………………………………………….………….27
Библиографический список
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Юрайт, 2018. – 210 с.
2. Брюховских, Л. А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Л. А. Брюховских // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 3. – С. 8-16.
3. Брюховских, Л. А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография [Текст] / Л. А. Брюховских. – Красноярск: Просвещение, 2019. – 184 с.
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Издательство «Лань», 2018. – 656 с.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКГИ, 2019. – 144 с.
6. Грибова, О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2020. – №1. – С. 24-30.
7. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
8. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. И. Жаренкова // Хрестоматия по логопедии. – 1997. – № 3. – С. 53-54.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2018. – 320 с.
10. Зимина, И. А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. А. Зимина // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. – 2016. – № 4. – С. 47-52.
11. Ковайкина, Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Ковайкина. – М.: Юрайт, 2017. – 199 с.
12. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
предлоги в своей речи. Во многом это объясняется тем, что дети не понимают их смысл их употребления. Следует отметить, что при данном уровне развития ОНР, зачастую, у детей недостаточный словарный запас. Более того, не редки случаи, когда дети общаются только при помощи звуков и жестикуляций.
При втором уровне развития ОНР дошкольники в речи дошкольников могут присутствовать простые предлоги. Однако, в большинстве случаев, дети употребляют не сами предлоги, а их лепетные варианты. Сложные предлоги в речи дошкольников с ОНР отсутствуют.
При третьем уровне ОНР у ребенка имеется определённый словарный запас, он умеет составлять простые и некоторые сложные предложения. Между тем, дети испытывают сложности при употреблении простых и сложных предлогов [13, с. 29].
Таким образом, в основном, предлоги употребляются в речи дошкольников, для которых характерен третий уровень ОНР.
И.А. Зимина подчеркивает, что дети с ОНР зачастую путают предлоги. Так, они могут сказать «от ведра» в